Конституционный суд РФ в постановлении от 27.06.2023 № 35-П признал положения ст. 152 ТК РФ, касающиеся оплаты сверхурочной работы, не соответствующими Конституции РФ.
Суть дела
Работник трудился сторожем. Ему был установлен сменный график работы с суммированным учетом рабочего времени. Работать приходилось в ночное время, в нерабочие праздничные дни, а также сверхурочно.
Заработная плата работника складывалась из должностного оклада, размер которого был значительно ниже МРОТ, надбавки за выслугу лет в размере 20% от оклада. Ежемесячно работнику производилась доплата до МРОТ исходя из фактически отработанного им времени в конкретном месяце. Кроме того, к его заработной плате применяется районный коэффициент, составляющий 1,3.
Работник считал, что работодатель неправильно исчисляет оплату работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Расчет причитающихся ему выплат за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу производился исходя лишь из его оклада, установленного в размере, значительно меньшем, чем МРОТ. Такой способ расчета, по мнению работника, не обеспечивает реального повышения заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и при исчислении соответствующих выплат следовало исходить из МРОТ. Он обратился в суд с иском о взыскании с работодателя недоначисленной и невыплаченной заработной платы, а также компенсации морального вреда.
Решения судов
Суд первой инстанции поддержал работника. Он пришел к выводу, что расчет выплат за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни и за сверхурочную работу должен производиться из заработной платы работника, увеличенной до МРОТ, а не из размера фактически установленного ему оклада.
Апелляционный и кассационный суды с этим не согласились. По их мнению, требование производить расчет оплаты за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу исходя из МРОТ основано на неверном толковании норм материального права. Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Действующим у работодателя положением об оплате труда установлено, что оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы в полуторном размере оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, а за последующие часы — в двойном размере, доплата же за работу в ночное время составляет 40% части оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
Определением судьи Верховного суда РФ в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам было отказано.
Тогда работник обратился с жалобой в Конституционный суд. По его мнению, положения ст. 152 ТК РФ, касающиеся оплаты сверхурочной работы, а также положения постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют исчислять размер повышенной оплаты сверхурочной работы и работы в ночное время исходя только из оклада (должностного оклада) работника, причем установленного в размере менее МРОТ. Такой подход не только не обеспечивает повышенную оплату работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, но и позволяет оплачивать ее в меньшем размере, чем аналогичную работу, выполняемую в обычных (нормальных) условиях.
Позиция Конституционного суда
Конституционный суд указал, что повышенная оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (в частности, сверхурочной работы и работы в ночное время), не может включаться в сумму заработной платы работника, размер которой не превышает МРОТ. В противном случае с учетом широко распространенной в бюджетных организациях практики установления тарифных ставок и окладов (должностных окладов) в размере менее МРОТ и применения так называемых «доплат до МРОТ» повышенная оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, фактически поглощается такого рода «доплатами». В результате месячная заработная плата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличается от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. Поглощение же МРОТ тех выплат, которые специально установлены в целях компенсации работникам отрицательных последствий отклонения условий их работы от нормальных, не согласуется ни с природой МРОТ как конституционной гарантии, ни с целевым назначением указанных выплат и тем самым противоречит Конституции РФ и принципам правового регулирования трудовых отношений.
Зарплата работника наряду с окладом или тарифной ставкой может включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Законодательство не устанавливает допустимого соотношения между тарифной частью заработной платы (ставкой либо окладом) и надтарифной и четко не определяет, какие выплаты, входящие в состав зарплаты, подлежат увеличению при оплате сверхурочных работ. По этой причине зачастую сверхурочная работа оплачивается исходя лишь из тарифной ставки или оклада, которые, как правило, составляют не более 10—25% всей зарплаты. Соответственно, работник, выполняющий сверхурочную работу, получает оплату, размер которой может не только не превышать, но и оказаться ниже оплаты за ту же работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени. Однако компенсационные и стимулирующие выплаты являются неотъемлемой частью оплаты труда и должны начисляться за все отработанное время (в том числе сверхурочно). Иное приводило бы к недопустимому снижению зарплаты работников, трудившихся сверхурочно, и они оказывались бы в худшем положении по сравнению с выполнявшими ту же работу в нормальных условиях.
В результате Конституционный суд признал положения ст. 152 ТК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада), без начисления компенсационных и стимулирующих выплат, и поручил внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
А до внесения изменений оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника, заработная плата которого помимо тарифной ставки или оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, должна производится следующим образом:
время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причем работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже МРОТ без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
время, отработанное сверхурочно, оплачивается сверх заработной платы, начисленной работнику за работу в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад). Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени.