Минтруд России в письме от 21.06.2023 № 14-6/ООГ-4208 разъяснил, вправе ли работодатель уволить работника за то, что тот при устройстве на работу скрыл свою инвалидность.
Почему работодателю важно знать про инвалидность работника
Действующее законодательство устанавливает определенные требования к условиям труда инвалидов. Так, согласно ст. 23 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, необходимо создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Таким образом, инвалидность работника накладывает на работодателя определенные обязанности по организации его труда, за невыполнение которых работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, наличие ограничений в трудовой деятельности, связанных с инвалидностью, может не соответствовать имеющимся у работодателя вакансиям и требованиям. Законодательством предусмотрена обязанность по созданию специальных рабочих мест для инвалидов только для компаний с численностью работников более 100 чел. Если же численность работников компании менее этой величины, у нее отсутствует обязанность по созданию для работника особых условий труда. В связи с этим возникает вопрос: вправе ли работодатель уволить работника, если при устройстве на работу он скрыл свою инвалидность?
Мнение Минтруда
В комментируемом письме специалисты трудового ведомства рассмотрели ситуацию, когда при устройстве на новое место работы работница не сообщила о наличии у нее инвалидности II группы, так как считала, что это могло стать причиной отказа в приеме на работу. Сами условия работы не исключают возможность работы инвалидов. Уже в период работы работнице пришлось сообщить об инвалидности своему руководителю, который стал рассматривать вопрос о ее увольнении по причине сокрытия данных об инвалидности.
Минтруд России указал, что перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, приведен в ст. 65 ТК РФ. И в нем справка об установлении работнику инвалидности не поименована. Требовать представления дополнительных документов (не указанных в ст. 65 ТК РФ) работодатель может только в связи со спецификой работы в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя установлены в ст. 81 ТК РФ. В ней не предусмотрено как основание для увольнения по инициативе работодателя расторжение трудового договора в связи с сокрытием работником инвалидности при трудоустройстве.
Из сказанного Минтрудом России следует, что работодатель не вправе уволить работника за то, что тот при устройстве на работу не сообщил о своей инвалидности.
Позиция Верховного суда
Мнение Минтруда России полностью совпадает с позицией Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. В Определении от 09.12.2019 № 78-КГ19-46 она рассмотрела ситуацию, когда работница, являющаяся инвалидом II группы, при устройстве на работу скрыла этот факт от работодателя. За это она была уволена по п. 11 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора.
Судебная коллегия указала, что программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. А вот для самого инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида в числе документов, которые гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю, не названы. А требовать дополнительные документы у лица, поступающего на работу, работодатель может, когда это обусловлено спецификой такой работы и только в случаях, установленных Трудовым кодексом и иными законодательными актами. Таким образом, работодатель не может уволить работника лишь за то, что тот не сообщил о своей инвалидности. А увольняя по п. 11 ст. 77 ТК РФ, работодатель должен представить доказательства того, что изначально заключенный с работницей трудовой договор противоречил закону в силу положений Трудового кодекса или иного федерального закона.