Это отмечают эксперты Банка России в докладе о региональной экономике. Они констатируют, что отрасль стала одним из наиболее пострадавших секторов российской экономики в 2022 г. и продолжает испытывать ряд проблем, сдерживающих рост производства и продаж автомобилей.
Аналитики регулятора указывают, что продолжающаяся со 2-го полугодия 2022 г. адаптация отрасли к возникшим ограничениям характеризуется неоднородностью восстановления производства и продаж по сегментам автотранспорта.
Легковые автомобили
Сегмент легковых автомобилей пострадал наиболее сильно. Продажи новых легковых автомобилей по итогам 2022 г. упали на 58%. По данным Росстата, их производство в 2022 г. снизилось на 67%, что во многом связано с сокращением объемов контрактной сборки из-за ухода иностранных автоконцернов (в 2021 г. доля отечественного производства иномарок составляла около 70% совокупного выпуска легковых автомобилей в России). В то же время производство отечественных марок сократилось в 2022 г. приблизительно на 40% из-за возникших проблем с поставками комплектующих. После существенного провала во II квартале 2022 г. объемы продаж новых легковых автомобилей и их производство внутри страны постепенно восстанавливаются, однако по-прежнему остаются заметно ниже докризисных уровней.
Одним из главных сдерживающих факторов для восстановления отечественного производства авторы анализа называют ситуацию с комплектующими.
Они отмечают, что отечественные производители автокомпонентов активно наращивают выпуск вслед за растущим объемом заказов со стороны российских производителей автомобилей. Например, псковский производитель автокомпонентов сообщил, что полностью загрузил имеющиеся мощности на фоне стабильно растущего спроса со стороны отечественных автозаводов и планирует расширить производство в дальнейшем. Калужский производитель электроники для автомобилей работает в три смены ввиду растущего объема заказов, однако еще большему расширению выпуска препятствуют длительные сроки поставок микроэлектроники из Азии. Вместе с тем возможности отечественных производителей автокомпонентов по удовлетворению растущих потребностей автозаводов ограничены, особенно в части технологически сложных комплектующих.
Ограничения на стороне отечественного производства компонентов — одна из причин сохранения зависимости выпуска автозаводов от импортных комплектующих. При этом многие представители автопрома из разных регионов сообщают о стабильности налаженных поставок. В то же время, по их оценкам, риски прекращения поставок из-за вторичных санкций сохраняются. Автодилер из Сибири сообщил, что введение вторичных санкций, как правило, создает временные задержки поставок из-за необходимости перестройки логистики.
Еще одним фактором, ограничивающим восстановление отечественного автопрома, по мнению ряда представителей отрасли, становится нехватка персонала. В частности, сразу несколько автозаводов и производителей автокомпонентов из Центральной России, Волго-Вятки и Урала отмечали потребность в сотрудниках разной квалификации, в отдельных случаях недостаток кадров не позволяет предприятиям обработать весь объем поступающих заказов.
Наряду с восстановлением выпуска действующих автозаводов постепенно вводятся в эксплуатацию производственные мощности, освободившиеся после ухода производителей из недружественных стран. Так, на нескольких крупных производственных площадках в Центральной России и на Северо-Западе, находившихся в длительном простое в 2022 г., отечественные автозаводы уже начали выпуск автомобилей на базе китайских моделей под собственными марками. Со временем они намерены повысить локализацию используемых для этого компонентов. В ближайшие месяцы планируется перезапуск производства на Дальнем Востоке по схожей схеме.
Эксперты ЦБ также констатируют, что заметно растет импорт новых легковых автомобилей. По их данным, к началу 2023 г. его объемы уже заметно превысили уровень начала 2022 г. При этом если раньше доминировали автомобили из Японии и Европы, то в настоящее время свыше 70% импортных поставок приходится на Китай. Еще больший рост импорта сдерживают логистические ограничения (высокая загруженность железных дорог, портов), осторожное отношение отечественных покупателей к китайским маркам и высокая цена новых импортных автомобилей.
Канал параллельного импорта, по оценкам экспертов, оказывает не сильное, хотя и растущее (особенно в приграничных регионах), влияние на рынок. Пока на него приходится около 10% продаж. В основном так поставляются небольшие партии премиальных автомобилей под заказ.
Спрос на новые легковые автомобили пока опережает предложение, особенно в бюджетном сегменте. При этом опрошенные аналитиками ЦБ автодилеры скорее склоняются к тому, что спрос остается ниже докризисного уровня. Так, крупный автодилер из Центральной России считает, что негативное влияние на текущий спрос оказывает неготовность покупать автомобили в условиях неопределенности, поэтому объем продаж даже при отсутствии ограничений на стороне предложения был бы ниже уровней 2019 и 2021 гг. Многие автосалоны также сообщают о том, что из-за значительного роста цен на новые автомобили и сохраняющейся неопределенности часть потенциальных покупателей выбирает дальнейшую эксплуатацию старых автомобилей, а часть — сместила спрос в пользу сегмента автомобилей с пробегом.
Даже несмотря на снижение спроса цены на новые легковые автомобили ощутимо выросли. По данным Росстата, основное повышение реализовалось в марте 2022 г., после чего цены существенно не корректировались, а их рост по итогам года составил 29,7% для отечественных автомобилей и 39,1% для импортных. В 2023 г. рост цен возобновился — за пять месяцев отечественные и импортные автомобили подорожали на 2,1 и 0,6% соответственно. Большая часть опрошенных автодилеров ожидает дальнейшего умеренного роста стоимости новых легковых автомобилей, в том числе из-за ослабления рубля и невозможности быстро насытить рынок нужным количеством автомобилей.
Ввиду высоких цен и недостаточно быстро подстраивающегося предложения новых автомобилей спрос частично перетекает на рынок автомобилей с пробегом.
Если раньше более половины предложения обеспечивали производимые в России иномарки, то теперь их доля упала в разы. При стабильной доле отечественных моделей бóльшая часть доступных автомобилей теперь представлена импортом, причем в его структуре стали преобладать подержанные модели, на которые приходится более трети совокупного предложения, констатируют эксперты ЦБ.
Грузовики
Они указывают, что сегмент грузовых автомобилей был затронут текущим кризисом не так значительно, как сегмент легковых, и восстанавливается быстрее. По данным Росстата, производство грузовых автотранспортных средств в России по итогам 2022 г. снизилось на 24% в результате прекращения сборки грузовиков некоторых иностранных брендов (в 2021 г. на них приходилось около четверти совокупного выпуска грузовых автомобилей). При этом производство отечественных брендов сократилось приблизительно лишь на 10%. Восстановление выпуска грузовиков отечественных брендов в России ускорилось к концу 2022 г., а ближе к середине 2023 г. практически вернулось к докризисному уровню.
В то же время ситуация с продажами в разрезе видов грузовых автомобилей оказалась неоднородной. Сильнее всего в 2022 г. снизилась реализация легких коммерческих автомобилей (LCV) — почти вдвое, а текущие продажи по состоянию на май 2023 г. все еще находились заметно ниже докризисных уровней. Опрошенные аналитиками ЦБ дилеры связывают это со сдержанным спросом со стороны МСП на фоне значительно возросших цен. Так, малое предприятие из Волго-Вятки, занимающееся перевозками, сообщило, что теперь обновляет автопарк при достижении вдвое большего пробега, чем ранее. Дополнительными факторами являются сокращение ассортимента отечественных моделей и уход нескольких иностранных автоконцернов. При этом китайские аналоги пока не пользуются спросом из-за того, что их качественные характеристики не всегда соответствуют требованиям российских покупателей.
Продажи средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей (MCV и HCV соответственно) в 2022 г. снизились на 15%, а в начале 2023 г. уже существенно превысили докризисные уровни. По сообщениям представителей отрасли, во многих регионах рост продаж в этом сегменте связан с реализацией инфраструктурных проектов. Так, дилер из Ростовской области сообщил о существенном росте спроса на грузовую технику со стороны дорожно-строительных фирм и перевозчиков инертных материалов, а дилер из Сибири — со стороны горнодобывающих предприятий. Дополнительной причиной стало обновление изношенного автопарка, в том числе из-за опасений возникновения дефицита ввиду санкций и усложнения обслуживания ушедших с российского рынка европейских грузовиков. По информации от автодилеров из Сибири, параллельный импорт комплектующих для грузовых автомобилей европейской сборки организован менее эффективно, чем для легковых автомобилей. Кроме того, спрос на грузовики подстегивается ростом автомобильных грузоперевозок в России.
Основной рост продаж в этом сегменте (MCV и HCV) приходится на продукцию китайского производства. Китайские грузовики стремительно расширяют свое присутствие на российском рынке, сумев быстро заместить ушедшую из-за санкций «большую европейскую семерку».
Ситуация в автомобильной отрасли постепенно улучшается, несмотря на сохранение влияния большинства негативных факторов, возникших в 2022 г., заключают эксперты Банка России.
Выпуск автомобилей в январе — мае 2023 г.
Автомобили |
Январь — май 2023 г., тыс. штук |
Май 2023 г. в % |
Январь-май 2023 г. в % к январю-маю 2022 г. |
|
к маю 2022 г. |
к апрелю 2023 г. |
|||
Легковые |
155,0 |
В 11 раз |
159,7 |
58,0 |
Грузовые |
60,7 |
172,0 |
92,5 |
100,3 |
Источник: Росстат