Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 18.05.2023 № 88-7547/2023 отказал работнице в признании незаконным приказа работодателя о продлении отпуска в связи с временной нетрудоспособностью.
Суть дела
Работница трудилась в образовательном учреждении учителем. По графику отпусков ей был положен ежегодный оплачиваемый отпуск с 7 июня 2021 г. в количестве 72 дней. Однако она заболела и с 5 июня 2021 г. являлась нетрудоспособной. Приказами работодателя отпуск работницы неоднократно продлевался в связи с ее временной нетрудоспособностью. Последним из этих приказов от 22 марта 2022 г. отпуск был продлен на 14 календарных дней, с 21 апреля по 5 мая 2022 г. включительно.
Работница посчитала это продление отпуска незаконным. По ее мнению, работодатель в нарушение ст. 124 ТК РФ не согласовал перенос отпуска, не произвел перерасчет отпускных, количество продленных дней отпуска не соответствует периоду ее нетрудоспособности, отпуск должен был быть продлен не на 14, а на 15 календарных дней.
Работница обратилась в суд с требованием о признании незаконным приказа о продлении отпуска от 22 марта 2022 г. и взыскании с работодателя компенсации морального вреда.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали работнице в удовлетворении ее требований. Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 114, 122, 123, 124, 125 ТК РФ, Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными НКТ СССР 30.04.30 № 169, исходил из того, что в силу прямого указания закона срок переноса отпуска устанавливается работодателем, а не работником, при этом работодатель вправе учесть пожелания работника. Поскольку в соответствии со ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются, работодатель правомерно продлил отпуск на 14 календарных дней с учетом того, что 8 марта 2022 г. являлся нерабочим праздничным днем.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Он отклонил доводы работницы о нарушении ее прав в связи с отсутствием перерасчета отпускных. При предоставлении очередного оплачиваемого отпуска с 7 июня 2021 г. работницей были получены отпускные. При перерасчете отпускные составят меньшую сумму. Поэтому никакого нарушения трудовых прав работницы со стороны работодателя допущено не было.
Кассационный суд выводы судов первой и апелляционной инстанций поддержал. Он отклонил довод работницы о том, что продлению отпуска предшествует его перенос и при изменении индивидуального графика отпуска работника в связи с его переносом на другое время требуется учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Суд указал, что согласование графика отпусков работников организации с выборным органом первичной профсоюзной организации производится при его формировании до начала календарного года. Получение такого согласия при продлении и переносе отпуска положениями Трудового кодекса не предусмотрено.
Отметим, что работодатель не обязан согласовывать с работником продление отпуска на время болезни и переносить неиспользованный из-за болезни отпуск именно на те даты, которые указал работник (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.07.2022 № 88-15607/2022). Подробнее об этом деле см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 40, 2022.