Волгоградский областной суд в Апелляционном определении от 12.07.2023 по делу № 33-7646/2023 счел, что нарушение работником норм этики и морали выходит за рамки дисциплинарного проступка в смысле ст. 192 ТК РФ.
Суть дела
Работник написал служебную записку о том, что старшим мастером на протяжении длительного времени выписывались денежные суммы из фонда руководителя подразделения на рабочих смен, которые последними передавались старшему мастеру для оплаты уборки пультовых помещений. При этом никакой отчетности не велось, равно как и учета переданных наличных денег.
По данному факту была проведена служебная проверка. Поскольку информация, изложенная в служебной записке, не нашла своего подтверждения, работодатель пришел к выводу о том, что работник сообщил ложные сведения, порочащие честь и достоинство старшего мастера. Он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение положений должностной инструкции и Кодекса этики компании.
Работник с замечанием не согласился и обратился в суд с требованием о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания и взыскании с работодателя компенсации морального вреда.
Решения судов
Суд первой инстанции отказал работнику в удовлетворении его требований. Он исходил из наличия в действиях работника состава дисциплинарного проступка, поскольку изложенная им информация о факте незаконного сбора денежных средств старшим мастером, с которым у работника сложились неприязненные отношения, какими-либо объективными данными не подтверждена. В связи с этим суд пришел к выводу о правомерности применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания, а также о соблюдении работодателем порядка и сроков привлечения к дисциплинарной ответственности.
Апелляционный суд занял сторону работника. Он указал, что работодатель может применить к работнику дисциплинарное взыскание только в случае совершения работником дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в смысле ст. 192 ТК РФ могут быть признаны только такие противоправные виновные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Нарушение норм морали и этики в профессиональном поведении, на что ссылалась компания в обоснование законности наложения дисциплинарного взыскания по факту сообщения работником работодателю сведений о противоправных действиях иного лица, выходит за рамки дисциплинарного проступка в смысле ст. 192 ТК РФ, в связи с чем работодателем не может быть применена дисциплинарная ответственность к такому работнику.
То обстоятельство, что поведение работников регламентировано Кодексом этики компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, не свидетельствует о наличии оснований для привлечения работника за совершение проступка, выразившегося, по мнению работодателя, в нарушении норм поведения и этических норм, к дисциплинарной ответственности. Расширительное толкование работодателем понятия дисциплинарного проступка, которое определено ст. 192 ТК РФ, не свидетельствует о виновном неисполнении работником трудовых обязанностей.
Отметим, что позиция апелляционного суда не совпадает с мнением Минтруда России, который считает, что нарушение норм этики и морали, установленных в локальных нормативных актах компании, может рассматриваться как дисциплинарный проступок. В письме от 16.09.2016 № 14-2/В-888 специалисты трудового ведомства указали, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия. Такую же позицию занял Московский городской суд в Апелляционном определении от 16.07.2018 по делу № 33-31179/2018, признав законным вынесение выговора работнику, который в присутствии других работников громко кричал в адрес сотрудника и высказывал оскорбительные фразы относительно его профессиональной непригодности.