Кемеровский областной суд в Апелляционном определении от 26.04.2023 № 33а-3896/2023 пришел к выводу, что травма в результате конфликта на рабочем месте должна квалифицироваться как несчастный случай, связанный с производством.
Суть дела
Между двумя работницами компании в рабочее время произошел конфликт, в результате которого одна из них получила травму, что повлекло за собой временную утрату трудоспособности. Возбужденное уголовное дело было прекращено ввиду примирения сторон.
Назначенная работодателем комиссия провела расследование несчастного случая и пришла к выводу, что он не является несчастным случаем, связанным с производством. Травма пострадавшей получена не при исполнении трудовых обязанностей и выполнении какой-либо работы по поручению работодателя или совершении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями. Кроме того, пострадавшая работница своими действиями в виде агрессии, пренебрежительного и насмешливого отношения к коллеге, нанесения морального оскорбления нарушила Кодекс корпоративной этики компании и правила внутреннего трудового распорядка в части использования рабочего времени для решения вопросов, не обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
Пострадавшей работнице был выдан акт о несчастном случае, не связанном с производством. Она с этим не согласилась и обратилась в трудовую инспекцию. По результатам дополнительного расследования государственным инспектором труда было составлено заключение, согласно которому несчастный случай признан производственной травмой, поскольку пострадавшей получены телесные повреждения, нанесенные другим лицом в течение рабочего времени на территории работодателя, повлекшие за собой временную утрату трудоспособности.
Компания обратилась в суд с требованием отменить вышеуказанное заключение.
Решения судов
Суд первой инстанции требования компании удовлетворил, так как травма была получена в результате конфликта между работниками, то есть нарушения ими трудовой дисциплины, а не при исполнении трудовых обязанностей, хотя и на территории и в помещении работодателя.
Апелляционный суд с таким выводом не согласился. Он указал, что ст. 229.2 ТК РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством. Таких оснований в рассматриваемой ситуации нет.
В соответствии со ст. 227 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях расследований несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат, в частности, события, в результате которых пострадавшим были получены телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.
Обстоятельства, на почве которых произошел конфликт, не имеют правового значения для рассмотрения дела, поскольку несчастный случай произошел на территории организации в здании административно-бытового корпуса, где находится рабочее место потерпевшей. Травма, нанесенная потерпевшей другим лицом, была причинена в течение рабочего времени, а работодателем не исполнена основная обязанность по обеспечению безопасных условий труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника.
В результате апелляционный суд пришел к выводу, что травма, полученная пострадавшей работницей, является несчастным случаем, связанным с производством.