Если в течение периода, когда у общества есть просрочка по исполнению обязательства по выплате действительной стоимости доли, был введен мораторий, то проценты за пользование чужими денежными средствами за пределами моратория рассчитываются с учетом момента исполнения основного обязательства.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 21.09.2023 № 307-ЭС23-9426 по делу № А56-34262/2022 |
Истец |
Физическое лицо |
|
Ответчик |
ООО «МЫЗА» |
Суть дела
Участник 08.12.2021 подал заявление о выходе из общества и попросил выплатить ему действительную стоимость доли.
Общество внесло на депозит нотариуса денежные средства, которые позднее были перечислены нотариусом бывшему участнику.
Не согласившись с расчетом стоимости доли, бывший участник (далее — истец) обратился в суд с требованием о взыскании действительной стоимости доли и процентов за пользование чужими денежными средствами до даты фактического погашения задолженности.
Позиции судов
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований истца, указав на введение с 01.04.2022 моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе ИП (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, далее — Постановление № 497). В связи с этим суд посчитал невозможным рассмотрение требований истца к обществу о выплате спорной задолженности.
Апелляция и кассация отменили данное решение, посчитав, что общество не исполнило установленную законом обязанность по выплате вышедшему участнику действительной стоимости доли, в связи с чем удовлетворили требования о взыскании с общества задолженности в заявленном истцом размере. Требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга, были удовлетворены частично, период взыскания ограничен 31.03.2022. В удовлетворении остальной части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами было отказано в связи с началом действия моратория.
Вывод ВС РФ
СКЭС ВС РФ отменила судебные акты апелляции и кассации и направила дело на новое рассмотрение.
Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо, в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества, действительную стоимость оплаченной части доли (п. 6.1 ст. 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (п. 1, 3 ст. 395 ГК РФ).
Проценты подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства.
Поскольку факт выплаты истцу действительной стоимости его доли не в полном объеме подтвержден, истцом правомерно заявлено требование о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ.
Следует учитывать, что в течение периода, когда у общества имелась просрочка по исполнению обязательства по выплате истцу действительной стоимости доли, законодателем был введен специальный мораторий.
При этом правила о моратории носят обязательный характер и распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений, за исключением лиц, прямо указанных в п. 2 Постановления № 497, независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет, относятся ли к юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), основной вид деятельности которых включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения эпидемиологической и экономической ситуации.
В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория (п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44).
Постановление № 497 действует с 01.04.2022 в течение шести месяцев, то есть в период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
На момент рассмотрения апелляционной жалобы истца и вынесения апелляционным судом постановления (28.11.2022) срок действия моратория истек и правительством не продлевался.
Поскольку денежное обязательство ответчиком не исполнено, действие моратория прекратилось, оснований для отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период после окончания моратория и по день фактического погашения долга у суда апелляционной инстанции не имелось. Каких-либо разъяснений относительно преждевременности предъявления указанного требования и о праве заявителя обратиться в суд с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория, в судебных актах не содержится (вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики <…> № 2 (утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020).
В связи с этим ссылка истца на невозможность предъявления тождественного иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и, соответственно, на нарушение его прав в случае несвоевременного исполнения обществом судебного акта о взыскании действительной стоимости доли, является обоснованной.
При новом рассмотрении дела судам надлежит в том числе установить период начисления процентов за пользование чужими денежными средствами с учетом момента исполнения основного обязательства и размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих взысканию с ответчика в связи с просрочкой выплаты действительной стоимости доли.