Мы продолжаем рассказывать об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. В этом материале речь пойдет о планируемых изменениях по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, специальным налоговым режимам и страховым взносам.
Налог на прибыль организаций
В основном новации по налогу на прибыль касаются применения льготных налоговых ставок и освобождения от налогообложения.
Выплаты иностранным компаниям
Для снижения влияния на экономику Российской Федерации последствий приостановления действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения планируется установить освобождение от налога на прибыль или пониженные ставки по данному налогу для отдельных видов доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенным в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения или пониженная ставка налога у источника выплаты.
Это уже начинает претворяться в жизнь. Так, внесенным в Госдуму законопроектом № 448566-8 предлагается дополнить ст. 310 НК РФ новыми подп. 11 п. 2 и п. 3.1, положения которых будут применяться в отношении доходов, выплаченных налоговым агентом начиная с 8 августа 2023 г. Ими предусматривается, что налоговый агент не будет исчислять и удерживать налог (или исчислять его по соответствующим пониженным ставкам) при выплате ряда доходов, которые не облагались налогом или облагались по пониженным ставкам в Российской Федерации согласно международным договорам по вопросам налогообложения, действие отдельных положений которых приостановлено Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 (далее — Указ). Речь идет о:
-
процентных доходах, выплачиваемых иностранным экспортно-кредитным агентствам и иностранным организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с их личным законом, по долговым обязательствам, возникшим до принятия Указа;
-
доходах от сдачи в аренду (лизинг) воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели) по заключенным с иностранными лизингодателями до 5 марта 2022 г. договорам аренды (лизинга) воздушных судов, зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ (при этом в случае внесения изменений в условия договоров аренды (лизинга) воздушных судов с иностранными компаниями — лизингодателями после принятия Указа положения настоящего подпункта применяются к доходам в сумме, не превышающей сумму доходов от сдачи в аренду (лизинг) воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели), определяемую согласно действовавшим до принятия Указа положениям указанных договоров);
-
доходах за предоставление прав на трансляцию ведущих международных и иностранных спортивных событий, а также права пользования международным развлекательным и спортивным контентом;
-
лицензионных платежах по заключенным до принятия Указа лицензионным договорам за предоставление права пользования программным обеспечением и иными нематериальными активами, не имеющими аналогов в РФ;
-
доходах от реализации морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и находящихся на территории РФ.
Освобождение от налогообложения или применение пониженных ставок будут применяться при условии подтверждения наличия у иностранных организаций фактического права на получаемый доход и подтверждения факта отсутствия взаимозависимости между российской организацией, выплачивающей доход и иностранной организацией — получателем дохода.
Также законопроектом № 448566-8 предусматривается введение нового подп. 3 п. 2 ст. 284 НК РФ, который тоже будет применяться в отношении доходов, выплаченных налоговым агентом начиная с 8 августа 2023 г. Он устанавливает нулевую ставку по налогу на прибыль в отношении доходов, полученных иностранными организациями — лизингодателями по договорам об урегулировании страховых и (или) претензионных требований, возникающих из заключенных с ними до 5 марта 2022 г. договоров аренды (лизинга) воздушных судов, зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели. Для применения нулевой ставки необходимо, чтобы договоры об урегулировании страховых и (или) претензионных требований предусматривали переход права собственности на такие воздушные суда, вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели к российской организации и что для осуществления указанного урегулирования с иностранными компаниями — лизингодателями выделяются средства Фонда национального благосостояния. Также нужно будет подтвердить фактическое право лизингодателя на получаемый доход и отсутствие взаимозависимости между российским лизингополучателем и иностранным лизингодателем.
Прочие изменения по налогу на прибыль
Основными направлениями налоговой политики планируется зачисление в полном объеме в федеральный бюджет сумм налога, исчисленных с прибыли, полученной от реализации акций (долей участия в уставном капитале) дочерних организаций, осуществляющих экспорт природного газа в сжиженном состоянии. Это тоже уже претворяется в жизнь. Законопроектом № 448566-8 планируется дополнить ст. 284 НК РФ новым п. 4.1-1. Им устанавливается, что к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации долей участия в уставном капитале лиц, которым выдана лицензия на осуществление исключительного права на экспорт газа в соответствии с п. 2.1 ч. 1.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа», применяется налоговая ставка 20%. Положения данного пункта будут применяться организациями, прямо или косвенно участвующими в уставном капитале указанных лиц, с долей такого участия более 50%, определенной в соответствии с положениями ст. 105.2 НК РФ.
Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в настоящем пункте, будет зачисляться в федеральный бюджет.
Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль при реализации акций (долей участия) основными направлениями налоговой политики планируется исключить требование о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества) для операций по реализации обращающихся ценных бумаг. Отметим, что соответствующий законопроект уже подготовлен (см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 32, 2023).
Для приведения в соответствие с текущим уровнем цен затрат сотрудников, использующих личный транспорт в служебных целях, признано целесообразным привести действующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов для целей налога на прибыль к предельным размерам компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563.
Планируется рассмотреть вопрос необходимости специального регулирования учета для целей налогообложения налогом на прибыль изменения стоимости облигаций федерального займа с индексируемым номиналом, в том числе в случае, когда на дату реализации этой ценной бумаги отрицательная разница от изменения стоимости превышает процентный доход по такой ценной бумаге.
Также будет произведена оценка необходимости расширения перечня сомнительных долгов за счет задолженности, возникшей на основании решения суда, вступившего в законную силу. Кроме того, предлагается оценить эффект, полученный в результате отказа с 1 января 2023 г. от института консолидированных групп налогоплательщиков.
НДФЛ
Предлагается обязать налоговых агентов отражать в документе, содержащем сведения о доходах физических лиц, отдельные виды доходов, освобождаемые от налогообложения.
Налоговых агентов хотят наделить правом на уменьшение суммы дохода, полученного налогоплательщиком при продаже доли участия в уставном капитале общества, при выходе из участников общества, а также при получении имущества и имущественных прав при ликвидации организации на сумму расходов налогоплательщика на приобретение указанных имущественных прав.
Будет установлен порядок определения расходов на приобретение доли участия в уставном капитале общества в случае, если доля участия приобретена налогоплательщиком в результате реорганизации другой организации.
Предлагается уточнить, что при исчислении налоговым агентом НДФЛ в отношении доходов, не являющихся дивидендами, в расчет совокупности налоговых баз для целей применения налоговой ставки, установленной в отношении доходов, получаемых налоговыми резидентами РФ, не включается налоговая база по дивидендам.
Также хотят уточнить, что при определении дохода налогоплательщика, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода для целей предоставления стандартного налогового вычета на детей, учитываются только доходы, относящиеся к основной налоговой базе. Это направлено на расширение круга лиц получателей вычета.
Планируется дать возможность уменьшить доходы от продажи жилых помещений и транспортных средств, непосредственно использовавшихся в предпринимательской деятельности, на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на приобретение такого имущества для случаев, когда указанные доходы получены не в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Предусматривается расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий. Она будет применяться не только при покупке, но и при строительстве индивидуального жилого дома.
Предлагается проработать вопрос об особенностях налогообложения вкладов со сроком действия более одного года в целях возможности учета суммы необлагаемого процентного дохода, определенного в периодах, за которые начислены проценты по вкладу.
Будет совершенствоваться налоговое стимулирование привлечения денежных средств физических лиц на финансовый рынок на долгосрочной основе, в том числе:
-
предоставление в качестве налоговых стимулов налогового вычета по НДФЛ в размере внесенных средств на индивидуальные инвестиционные счета нового типа, и (или) на формирование негосударственной пенсии, и (или) по договорам долгосрочных сбережений с учетом общего ограничения в размере 400 000 руб. за налоговый период;
-
освобождение от налогообложения полученного финансового результата по соответствующим финансовым инструментам (продуктам) с установлением предельной величины такого освобождения;
-
сохранение права на налоговые льготы при возврате денежных средств ранее 10-летнего периода в случае оплаты дорогостоящего лечения.
Налог на имущество организаций
Планируется уточнение определения понятия объекта бытового обслуживания в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ как объекта недвижимости, используемого для оказания бытовых услуг физическим и (или) юридическим лицам по перечню кодов ОКВЭД и ОКПД. Это позволит уйти от сложившейся в настоящее время неоднозначной правоприменительной практики в определении объектов бытового обслуживания.
Будет осуществлена проработка перехода к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением объектов отдельных видов: линейные, технически сложные сооружения, воздушные и морские суда и т.п.).
Специальные налоговые режимы
Будет рассмотрен вопрос увеличения в целях применения УСН предельного значения остаточной стоимости основных средств с 150 млн руб. до 200 млн руб.
Планируется уточнить:
-
переходные положения в части учета в составе расходов налога на прибыль стоимости товаров, приобретенных и оплаченных не ранее чем за три года, предшествующих году перехода с ЕСХН или УСН, но реализованных после перехода на общую систему налогообложения;
-
положения о возможности применения УСН нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, в случае осуществления иных видов деятельности, не связанных с нотариальной (адвокатской) деятельностью.
Индивидуальным предпринимателям установят возможность представлять уточненное заявление на получение патента в связи с изменением количества физических показателей в целях перерасчета суммы налога по патенту.
Планируется предоставить возможность физическому лицу самостоятельно определять дату постановки на учет (снятия с учета) в качестве плательщика НПД посредством проставления в заявлении о постановке на учет (снятии с учета) даты, с которой физическое лицо начинает применять режим НПД или завершает его применение, в частности в связи с переходом на иной специальный налоговый режим. Кроме того, хотят освободить плательщиков НПД от ответственности в случае самостоятельного выявления и устранения ими нарушения порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах или непредставления таких сведений.
Страховые взносы
Будет уточняться порядок определения размера дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, уплачивающими НДФЛ. Также уточнят порядок, форму и сроки направления в налоговые органы информации, подтверждающей право на освобождение плательщиков страховых взносов от уплаты страховых взносов в совокупном фиксированном размере за периоды, в которых ими не осуществлялась деятельность.
Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, установят совокупные фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование на 2025 г. и последующие годы.