На днях теме иностранной трудовой (и не только трудовой) миграции было посвящено несколько мероприятий, и в отношении нее слово «стратегия» в разных склонениях употреблялось не единожды. С одной стороны, бизнес видит в трудовых мигрантах частичное решение острой проблемы нехватки работников, с другой — обществу и государству массовый приезд иностранцев добавляет головной боли из-за приходящих с ними криминальных рисков. Послушаем, что говорилось.
В самом начале недели кадровые трудности отечественного бизнеса обсудили на заседании Столыпинского клуба. Вот некоторые данные, которые привел с него РБК. По опросу Института экономики роста им. П.А. Столыпина, 54% российских компаний испытывают дефицит сотрудников. Доля официальных мигрантов на российском рынке труда на сегодня составляет 4—5%, а с теневой занятостью — до 10%. Более 95% трудовых мигрантов приходится на страны СНГ, в основном — на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию.
При этом директор Института Столыпина Антон Свириденко считает, что кадровый ресурс постсоветского пространства постепенно исчерпывается. По его словам, после начала пандемии число работников из Молдавии и Украины сократилось в пять раз, из Азербайджана — в два раза, из Армении — на 40%. Эксперт полагает, что рабочую силу потенциально можно привлекать из дружественных стран — Китая, Сербии, Индии, Вьетнама, Бангладеш.
Аналогичное предложение месяцем ранее в письме Президенту РФ высказал его бизнес-омбудсмен Борис Титов. И думается, поддержать идею готовы многие отечественные бизнесмены. Но что по поводу внешней трудовой миграции думает народ? На такой вопрос в сети откликается исследование ВЦИОМ от 2021 г. Оно информирует, что позитивно оценивали приток иностранцев в экономику лишь 28%, а 41% граждан придерживались противоположной точки зрения.
Однако за 16 лет доля тех, кто видит положительное влияние трудовой иммиграции на экономику, выросла на 8 п.п. (20% в 2005 г.). На 6 п.п. снизилась доля россиян, которые видят связь между ростом преступности и количеством мигрантов из других стран (с 63% в 2005 г. до 57% в 2021-м). То есть позитив крепчал.
Однако же ощущения в обществе стоит поверять «бухгалтерией». И кое-что из нее 24 октября прозвучало на заседании коллегии МВД России. Глава министерства Владимир Колокольцев, в частности, сообщил, что Россия занимает четвертую строчку в мире по численности мигрантов, в привлечении в страну внешних трудовых ресурсов задействованы 16 ведомств.
Продолжается деятельность по расширению механизмов контроля за пребыванием иностранцев в нашей стране. Нормативно закреплено обязательное дактилоскопирование, фотографирование всех категорий трудящихся мигрантов и иных лиц. Министр констатировал, что банк данных биометрии по итогам 2022 г. пополнился более чем на 4 млн человек.
Удалось существенно снизить так называемую группу риска, в которую входят лица, находящиеся в стране свыше разрешенного срока. Если пять лет назад это был каждый четвертый, то сейчас — каждый тринадцатый. Но с 2021 г. на фоне снижения числа находящихся в стране граждан других государств отмечается прирост совершенных ими уголовных нарушений. Происходят качественные изменения в структуре «иностранной» преступности. В частности, в ней возросла доля тяжких и особо тяжких деяний.
Глава МВД России провел аналогию с работой правоохранительных структур по выявлению экономических преступлений: «За свою достаточно продолжительную служебную деятельность не встречал ни одного мошенника в экономической сфере, который бы назвал себя мошенником или преступником. Все они себя называют предпринимателями и бизнесменами. <…> Когда декриминализируют экономические составы преступления, тогда и полицейские перестанут ими заниматься. Также по вопросу миграции. Когда местные власти определятся, сколько и каких мигрантов им требуется для решения экономических вопросов на своей территории, тогда и органы внутренних дел должны объединить свои ресурсы для обеспечения данного процесса».
Министр потребовал всеми силами и средствами обеспечить повседневную, системную и комплексную работу с иностранными гражданами. «Противодействие незаконной миграции и иностранной преступности имеет стратегическое значение», — подчеркнул В. Колокольцев.
Случайно ли совпало, но во второй половине дня 24 октября председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по миграционной политике с участием представителей федеральных министерств и ведомств, глав ряда российских регионов.
Он напомнил, что по итогам стратегической сессии в мае 2023 г. правительство уже приняло целый комплекс решений, направленных на совершенствование миграционной политики. Часть из них уже реализуется. Сейчас разрабатываются дополнительные механизмы, а также новые меры, необходимые в этом направлении.
Правительство планирует завершить цифровую трансформацию государственного управления в миграционной сфере. Речь, в частности, идет о создании электронных реестров работодателей и прибывающих в Россию работников-иностранцев.
«Нужно четко понимать, кто приезжает в нашу страну, какими профессиональными знаниями и опытом обладают эти люди, соотносить такие сведения с развитием рынка труда по конкретным отраслям, мониторить динамику изменения ситуации, определять, где может возникнуть критический недостаток собственных кадров. И исходя из всего комплекса данных принимать выверенные решения», — отметил М. Мишустин.
В рамках внедрения цифровых инструментов в сфере управления миграцией планируется осуществить перевод всех видов взаимодействия государственных органов с иностранными гражданами в удобный онлайн-формат. Это в том числе поможет усилить контроль в такой чувствительной сфере, как миграция.
Глава правительства призвал особое внимание уделить вопросам безопасности, учитывая значительные миграционные потоки в нашу страну.
При этом правительство прорабатывает также возможность создания цифровой платформы, где будут размещаться учебные и методические материалы для изучения русского языка иностранными гражданами, которые приезжают жить и работать в Россию. Это должно способствовать более быстрой адаптации трудовых мигрантов.
Словом, есть всеобщее понимание, что без внешней трудовой миграции нашей экономике не обойтись, но при этом нужно найти золотую середину между их привлечением и минимизацией сопутствующего этому негатива. Суть механизма можно, пожалуй, выразить так: добро пожаловать потрудиться, но если что — не взыщите.