Минфин России в письме от 01.09.2023 № 03-07-11/83493 высказался по поводу того, будет ли у компании возникать объект обложения НДС, если ее работникам питание предоставляет другая организация, а компания лишь оплачивает этой организации стоимость потребленного работниками питания.
Специалисты финансового ведомства рассмотрели следующую ситуацию. Компания заключила с организацией общественного питания (далее — оператор) договор. По его условиям Оператор оказывает работникам компании услуги питания, а компания по итогам каждого месяца оплачивает Оператору на основании представленных им данных стоимость потребленного работниками питания. Объем потребленного питания определяется Оператором при помощи считывания данных с персонального пропуска работника.
Стоимость питания компания оплачивает за счет компенсации на питание, начисляемой работникам на основании коллективного договора, а сверх нее — за счет средств, удержанных из заработной платы работников. Компанию интересовало, признается ли такая схема организации питания работников приобретением питания у Оператора и его последующей реализацией работникам, подлежащей обложению НДС?
Что сказал Минфин
Специалисты финансового ведомства четкого ответа на этот вопрос не дали. Но они указали, что согласно разъяснениям, данным в п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», не являются объектом налогообложения по НДС операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных и (или) опасных условий труда). Финансисты пояснили, что по смыслу этого постановления операции по предоставлению питания работникам не подлежат налогообложению НДС только в тех случаях, когда их предоставление предусмотрено трудовым законодательством, которое в соответствии со ст. 5 ТК РФ состоит из Трудового кодекса, а также иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.
Исходя из этого, а также из положений подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что предусмотренная коллективным договором передача работодателем работникам продуктов питания, стоимость которых возмещается работниками путем удержания из заработной платы либо иных средств, выплачиваемых работникам, подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные работодателю при приобретении этих продуктов питания, подлежат вычету в порядке, предусмотренном ст. 171 и 172 НК РФ.
Финансисты также отметили, что если в соответствии с условиями договора, заключенного организацией с предприятием общественного питания, организация не является покупателем услуг общественного питания, а только оплачивает (полностью или частично) предприятию общественного питания за работников приобретенные ими услуги питания, у организации не возникает реализация услуг общественного питания своим работникам в смысле, придаваемом этому понятию ст. 39 НК РФ, и, соответственно, объекта налогообложения НДС, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Из сказанного Минфином России, на наш взгляд, следует, что в описанной в вопросе ситуации у компании при организации питания работников не возникает объект налогообложения НДС, поскольку она никаких продуктов питания работникам не передает (это делает Оператор), а только оплачивает это питание за работников.
Как складывается судебная практика
Анализ судебной практики показывает, что у судов по рассматриваемому нами вопросу нет единого мнения.
Так, например, АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 04.10.2019 № Ф04-4393/2019 по делу № А70-17548/2018 рассмотрел ситуацию, когда компания заключила с организацией общественного питания договор по предоставлению питания работникам компании в виде комплексного обеда. Часть стоимости обеда компания работникам дотировала, а остальную часть работники оплачивали сами. Никаких удержаний из зарплаты работников компания не производила. Основанием для предоставления работнику комплексного обеда с учетом дотации являлась электронная карта.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что имеет место факт предоставления компанией своим работникам услуг питания на безвозмездной основе (в части дотации), в связи с чем на стоимость питания нужно начислять НДС.
Кассационный суд с этим не согласился. Он посчитал, что никакой реализации питания работникам компания не производит. Предоставление питания работникам происходило со стороны организации общественного питания. И такое предоставление по своей сути и исходя из положений п. 1 ст. 39 НК РФ не может расцениваться как безвозмездная передача (реализация) компанией питания своим работникам, что исключает возможность отнесения сумм оплаты питания к объекту обложения НДС. Определением Верховного суда РФ от 20.01.2020 № 304-ЭС19-25342 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.
А вот в споре, рассмотренном в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 № 09АП-70398/2020 по делу № А40-123618/2020, суды первой и апелляционной инстанций в практически такой же ситуации, которая описана в комментируемом письме, пришли к выводу, что компания реализует работникам питание и такая реализация должна облагаться НДС. Вот какие аргументы они привели:
-
предоставление питания предусмотрено локальным нормативным актом, а не требованиями законодательства;
-
обеды предоставлялись работникам по электронным картам (персонализировано), а из буквального толкования п. 1 ст. 39 НК РФ следует, что в целях определения наличия объекта НДС необходима конкретизация получателя товаров (работ, услуг);
-
стоимость питания включалась в доход работников, облагаемый НДФЛ;
-
самой компанией стоимость питания работников квалифицирована в качестве оплаты труда в натуральной форме.
Суды указали, что компанией осуществляется персонификация сотрудников, происходит передача (реализация) обеда, в связи с чем возникает объект обложения НДС. Налоговым органом предоставление работникам питания не рассматривалось как передача работникам права собственности на продукты питания. В рассматриваемом случае происходила предусмотренная положением об оплате труда передача работодателем работникам услуг питания, стоимость которых компенсируется, а, следовательно, такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.