Второй кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 05.10.2023 по делу № 88-25317/2023, 2-4019/2022 признал законным увольнение сокращаемого работника по соглашению сторон.
Суть дела
Работник трудился в банке в должности начальника отдела департамента проблемных активов. Его уведомили о предстоящем сокращении и предложили вакантные должности. От подписания уведомления работник отказался, о чем был составлен акт.
Тогда работнику предложили подписать соглашение о досрочном расторжении трудового договора. Работник согласился. На основании заключенного с работодателем соглашения за расторжение трудового договора работнику было выплачено выходное пособие в размере пяти окладов.
После увольнения по соглашению сторон работник обратился в суд с иском о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Свои требования работник мотивировал тем, что на него оказывалось психологическое давление при подписании соглашения о расторжении трудового договора, намерений на увольнение он не имел.
Решения судов
Суды трех инстанций отказали работнику в удовлетворении его требований. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных работником требований, исходя из того, что представленными в дело доказательствами подтвержден факт достижения между сторонами договоренности о расторжении трудового договора по соглашению сторон с соблюдением требований трудового законодательства и на основании взаимного волеизъявления, в связи с чем увольнение работника по приведенному основанию являлось правомерным. Суд также указал на отсутствие доказательств, подтверждающих доводы работника о том, что прекращение трудовых отношений с его стороны носило вынужденный характер. При этом суд исходил из последовательности совершенных работником действий, в том числе получения им дополнительной компенсации в размере пяти должностных окладов.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился. Он отклонил доводы работника о том, что заявление о расторжении трудового договора подано им под давлением со стороны работодателя. Суд указал, что работником подписано соглашение о расторжении трудового договора собственноручно, надлежащих и достаточных доказательств тому, что его вынудили подписать соглашение о расторжении трудового договора, равно как обстоятельств, подтверждающих факт психологического воздействия с целью его увольнения по соглашению сторон, учитывая занимаемую работником должность и юридическое образование, материалы дела не содержат.
Наличие волеизъявления работника расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон на добровольной основе подтверждает совокупность его последовательных действий непосредственно после подписания соглашения о прекращении трудовых отношений по соглашению сторон. Он подписал соглашение без возражений, ознакомился с приказом об увольнении, не указав о несогласии с ним, получил трудовую книжку, фактически прекратил работу в день увольнения и в дальнейшем не выходил на работу. Все это свидетельствует о реализации намерения на прекращение трудовых отношений.
Кассационный суд позицию судов первой и апелляционной инстанций поддержал.
Отметим, что трудовое законодательство не содержит запрета на увольнение по соглашению сторон в период получения работником уведомления о предстоящем сокращении. Однако если будет доказано, что на работника оказывалось давление, увольнение по соглашению сторон будет признано незаконным. Примером является Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2021 по делу № 88-28852/2021. В этом деле рассматривалась такая же ситуация, когда сокращаемому работнику было предложено уволиться по соглашению сторон с выплатой компенсации в размере четырех окладов. Суды признали увольнение незаконным, поскольку должность работника подлежала сокращению, ему не разъяснялись гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством при расторжении договора по иным основаниям. Работником неоднократно подавались заявления с просьбой считать его заявление о расторжении трудового договора и соглашение о расторжении трудового договора недействительными. Иных средств к существованию работник не имел. Эти обстоятельства суд счел доказательством того, что соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон было подписано работником под давлением без добровольного волеизъявления.