Переход арендодателя на УСН не повод для самостоятельного уменьшения арендной платы арендатором

| статьи | печать

Утрата у одной из сторон сделки статуса плательщика НДС и переход на применение УСН по общему правилу имеет только публично-правовые последствия и не влечет за собой пересмотр условий ранее совершенных сделок.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 14.11.2023 № 308-ЭС23-10806 по делу № А01-523/2021

Истец

МУП «Майкопские тепловые сети» муниципального образования «Город Майкоп»

Ответчик

АО «Автономная теплоэнергетическая компания»

 

Суть дела

Предприятие (арендодатель) по результатам торгов заключило с обществом (арендатор) договор о передаче в аренду объектов ТЭК, являющихся муниципальной собственностью. Имущество находится в хозяйственном ведении предприятия.

С января 2018 г. предприятие перешло на применение УСН. В связи с этим общество направило предприятию предложение с уточнением суммы арендной платы без включения в нее стоимости НДС, а также определения порядка расчета размера арендной платы в случае возобновления у предприятия обязанности по уплате НДС. Однако стороны соглашения не достигли.

Ссылаясь на наличие у общества задолженности по договору аренды, арендодатель направил ему досудебное уведомление о необходимости ее погашения, указав, что изменение режима налогообложения не может служить основанием для самостоятельного уменьшения арендной платы арендатором.

Так как общество не исполнило требования, предприятие обратилось в суд.

Выводы судов

Суды трех инстанций, установив, что предприятие не является плательщиком НДС, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества в структуре задолженности по арендной плате суммы такого налога, входящего в стоимость аренды по договору, поэтому отказали в иске.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение, так как суды не учли следующее.

Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара, работ и услуг (арендную плату) суммы НДС основано на положениях п. 1 ст. 168 НК РФ, являющихся обязательными для сторон договора в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ, и отражает характер названного налога как косвенного.

Сумма НДС, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера цены в договоре и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). То есть предъявляемая к оплате сумма НДС — это часть цены, подлежащая уплате одной стороной договора в пользу другой.

Следовательно, утрата у одной из сторон сделки статуса плательщика НДС и переход на применение УСН по общему правилу имеет только публично-правовые последствия, не влечет за собой пересмотр условий ранее совершенных сделок и не может само по себе служить основанием для изменения цены договора.

Покупатель (заказчик, арендатор) обязан уплатить установленную договором цену вне зависимости от того, как продавец (исполнитель, арендодатель) должен распорядиться полученными средствами, в том числе безотносительно того, какие именно налоговые платежи в бюджет продавец (исполнитель, арендодатель) должен произвести в соответствии с законодательством о налогах и сборах и в каком размере.

В связи с этим арендатор вносил арендную плату в меньшем размере без установленного законом или договором основания, а суды неправомерно исключили из структуры задолженности по арендной плате включенную в гражданско-правовое обязательство сумму платежа, равную НДС.

СКЭС ВС РФ не согласилась с доводами арендатора о том, что его права были ограничены в результате перехода арендодателя на УСН, поскольку он перестал выделять суммы НДС в составе арендной платы, вследствие чего у арендатора нет возможности заявить сумму НДС к вычету.

Заключение договоров аренды муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только на конкурсной или аукционной основе, за исключением некоторых случаев.

Указание в конкурсной документации или документации о торгах на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения (подп. 3 п. 40, подп. 3 п. 114 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67), призвано гарантировать отсутствие необоснованных экономических преимуществ победителям торгов при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием государственного или муниципального имущества (решение ВС РФ от 30.09.2019 № АКПИ19-569).

Таким образом, свобода догово­ра сторон по изменению его условий, в случае его заключения по результатам торгов, ограничена.

Коллегия также отметила, что обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть у налогоплательщика, применяющего УСН, лишь при выставлении им по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ и постановление КС РФ от 03.06.2014 № 17-П).

Следовательно, приведение спорной ситуации к экономическому балансу между сторонами находится в плоскости урегулирования вопроса оформления контрагентами по договору документов, необходимых для учетной налоговой политики каждого из них, а при недостижении согласия — оценки экономической эффективности сделки в данных условиях и, как следствие, определение стороной ее дальнейшей судьбы в целом или отдельных частей с точки зрения целесообразности продолжения участия в этом гражданско-правовом обязательстве, если она считает существенным изменение экономического содержания договора.

В связи с вышеизложенным для разрешения возникшего спора требуется проведение итоговых расчетов (определение соотношения общего долга по договорной цене с платежами, наличие/отсутствие переплат по периодам) и оценка представленных в их обоснование доказательств.