В разделе «Вопросы предоставления информации» Президиум ВС РФ обобщает практику применения судами корпоративного законодательства в сфере информационных прав акционеров (участников). Раздел охватывает такие вопросы объема и формы предоставляемой информации, добросовестности участников хозяйственных обществ при реализации информационных прав.
Стоит напомнить, что реформа корпоративного законодательства 2017 года в сфере информационных прав была проведена, во-многом, в интересах бизнеса с концентрированной структурой акционерной собственности, и, в первую очередь, была направлена на ограничение доступа миноритарных участников к информации о деятельности общества – в частности, за счет введения правила о необходимости обоснования деловой цели получения информации в зависимости от пороговых значений участия в капитале общества.
Позиция ВС РФ, в целом, разделяет дух проведенной реформы и, более того, поддерживает судебную практику, направленную на предотвращение злоупотреблений миноритарными участниками своими информационными правами.
Кроме того, ВС РФ подтверждает, что в вопросах предоставления информации действующее корпоративное законодательство предусматривает различное регулирование в зависимости от организационно-правовой формы хозяйственного общества – акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а не от статуса хозяйственного общества – публичное или непубличное.
Так, законодательство об ООО основывается на недопустимости ограничения прав участников на информацию – как в перечне документов и информации в отношении общества, с которыми вправе знакомиться участник, так и в объеме голосов, которым должен обладать участник для реализации информационных прав.
В то же время законодательство об АО исходит из иной логики, согласно которой информационные права акционеров расширяются по мере увеличения доли их участия в капитале общества. Для акционеров предусматривается несколько пороговых значений участия в капитале (1% и 25%), с достижением которых происходит расширение объема информационных прав.
ВС РФ особо обращает внимание на вопросы предоставления конфиденциальной информации и информации, содержащей охраняемую законом тайну.
Так, отнесение информации о деятельности общества к категории конфиденциальной не препятствует ее предоставлению акционерам (участникам), поскольку реализация информационных прав такими акционерами (участниками) обусловлена их обязанностью по неразглашению такой информации. Такая обязанность исполняется, в том числе, путем заключения с обществом соглашения о неразглашении (NDA) по форме, установленной обществом. При этом ВС РФ отдельно обращает внимание на случаи недопустимости злоупотреблений со стороны обществ, когда в формах NDA устанавливаются явно обременительные условия.
В случае, если запрашиваемые документы содержат охраняемую законом тайну, то общество должно предоставить акционеру (участнику) выписки из таких документов, исключив соответствующую информацию, отнесенную к охраняемой законом тайне, и указав основания отнесения данной информации к охраняемой законом тайне.
ВС РФ обращает также внимание, что в отсутствие прямого указания в законе информация может быть предоставлена в любой из следующих форм по выбору акционера (участника):
-
личное ознакомление с документами в помещении исполнительного органа общества;
-
предоставление копий документов (в том числе заверенных обществом, если участником общества были запрошены именно заверенные копии);
-
предоставление сведений о содержании документа.
При этом допускается использование нескольких форм предоставления документов и информации.
ВС РФ также отмечает, что предоставление доступа к информации, содержащейся только в электронном виде, не должно трактоваться как право акционера (участника) на доступ к рабочему компьютеру или информационной системе, в которой содержится документ.
Вопросы добросовестности при реализации информационных прав, а также вопросы недопущения злоупотребления указанными правами являются одними из самых важных в рассматриваемом обобщении судебной практики.
Так, ВС РФ обращается внимание на обязанность акционеров (участников) разумно и добросовестно осуществлять свои корпоративные права, в связи с чем при отсутствии правомерного интереса в получении информации и, тем более, при наличии признаков того, что запрашиваемая информация будет использована против интересов общества, информационные права акционеров (участников) могут быть ограничены.
В этой связи требование о необходимости указания разумной деловой цели при реализации информационных прав (цели использования запрашиваемой информации) направлено на недопущение возможных злоупотреблений со стороны акционеров (участников). В этой связи указание абстрактной (беспредметной) цели не позволяет акционеру (участнику) реализовать свои информационные права.
ВС РФ подтверждает, что правомерный (добросовестный) интерес имеет место в следующих случаях:
-
планирование продажи акций (долей в уставном капитале);
-
подготовка к обращению в суд с требованием об оспаривании решений органов управления и (или) сделок общества, а также с требованием о привлечении к ответственности членов органов управления;
-
подготовка к участию в общем собрании акционером (участников);
-
предоставление документов в ситуации корпоративных конфликтов.
Напротив, в качестве примеров злоупотребления правом на информацию ВС РФ приводит следующее:
-
запрос со стороны акционера (участника), являющегося конкурентом общества, конфиденциальной информации, относящейся к конкурентной сфере;
-
создание самим акционером (участником) препятствий в предоставлении информации (в том числе, за счет непредоставления обществу срока для предоставления информации);
-
повторные запросы одной и той же информации;
-
постоянное изменение исковых требований, в рамках запрашивается информация.