Для применения льготной арендной ставки основанием отнесения организации к субъектам малого предпринимательства является ее соответствие требованиям Закона о МСП

| статьи | печать

Реестр субъектов МСП, исходя из содержания вносимых в него сведений и их исключения из него, носит учетно-информационный характер и представляет собой базу данных о субъектах МСП. Основанием же для отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам МСП является не наличие сведений о нем в реестре, а его соответствие предъявляемым законом требованиям и критериям.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 28.11.2023 № 305-ЭС23-14779 по делу № А40-114094/2022

Истец

ООО «БРУСКОВЫ»

Ответчик

ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

 

Суть дела

ЗАО заключило с Департаментом городского имущества города Москвы (далее — департамент) договор аренды нежилого помещения (далее — договор), которым была установлена ставка арендной платы в размере 15 031 руб. 00 коп. за 1 кв. м в год.

В 2020 г. акционеры ЗАО приняли решение о реорганизации путем выделения ООО с передачей ему части прав и обязанностей от реорганизуемого общества, в том числе всех прав и обязанностей по договору аренды.

ЗАО еще до реорганизации обратилось с иском в суд о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору в размере 4500 руб. за 1 кв. м в год на период с 01.01.2018 по 09.08.2019 и обязании департамента произвести перерасчет арендной платы исходя из установленных льготных ставок. Суд удовлетворил требования, заменив истца на общество в порядке правопреемства.

Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении ему льготной ставки арендной платы по договору на 2021—2022 гг. Однако ему было отказано из-за отсутствия оснований. В результате общество обратилось в суд c требованием о признании за ним права на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв. м в год с 01.01.2021 и с 01.01.2022 в размере 5000 руб. за кв. м в год.

Выводы судов

Суды удовлетворили исковые требования частично. За обществом было признано право на применение льготной ставки арендной платы по договору в размере 4750 руб. за кв. м в год не с 01.01.2021, а только с 10.03.2021 и с 01.01.2022 в размере 5000 руб. за кв. м в год, так как сведения об обществе в период с 01.01.2021 по 10.03.2021 отсутствовали в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Суды на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о МСП) и постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП пришли к выводу о том, что право на применение льготной арендной ставки возникло у общества на основании принятых Правительством Москвы нормативных актов. При этом департамент не представил доказательств несоответствия общества критериям, указанным в постановлении № 800-ПП, для предоставления льготной арендной ставки.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение.

Базовыми критериями для отнесения организаций к субъектам малого и среднего бизнеса являются: структура уставного либо складочного капитала; средняя численность работников; объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов (ст. 4 Закона о МСП).

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП субъектам малого предпринимательства оказывается имущественная поддержка в виде льготной ставки арендной платы. При этом данным постановлением не установлено такое основание для отказа в предоставлении государственной поддержки, как отсутствие в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр). Учитывая цель предоставления хозяйствующим субъектам возможности применения льготных арендных ставок как меры их поддержки, необоснованный отказ уполномоченного органа в реализации такого права субъектом недопустим.

Департамент, в свою очередь, не конкретизировал правовое основание для отказа, указав, что основания для перерасчета ставки арендной платы с 10.03.2021 отсутствуют.

Суды, не опровергая наличия у общества критериев относимости к субъектам МСП, исходили из отсутствия в реестре сведений в отношении истца в спорный период.

Такой вывод судов нельзя признать правомерным.

Реестр — это размещенная в открытом доступе в интернете база данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона о МСП). Между тем, исходя из содержания вносимых сведений и цели ведения такого учета, внесение сведений в реестр и их исключение из реестра носит учетно-информационный характер, представляет собой базу данных о субъектах МСП.

Основанием для отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого предпринимательства является не наличие сведений о нем в реестре, а его соответствие предъявляемым законом требованиям и критериям (ст. 4 и 4.1 Закона о МСП).

При наличии споров с непосредственно уполномоченными на оказание поддержки органами о соответствии заинтересованных в получении мер государственной поддержки лиц установленным законом критериям, такие лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Располагая информацией об отсутствии сведений о субъекте в реестре, суды не должны ограничиваться лишь этой информацией, поскольку данный факт не является безусловным препятствием для применения имущественной поддержки, в этом случае в виде льготной ставки арендной платы. Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта МСП, подлежит проверке судом при рассмотрении возникшего спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениях, вправе опровергнуть этот факт.

Постановление № 800-ПП, устанавливая ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства, также не содержит требования о необходимости подтверждения хозяйствующим субъектом своего статуса в качестве субъекта малого предпринимательства с помощью представления соответствующих сведений из реестра.

При таких обстоятельствах судам следует исследовать и оценить представленные доказательства и установить, соответствует ли хозяйствующий субъект в спорный период критериям, предъявляемым к субъектам МСП и установленным ст. 4 Закона о МСП или нет.