Может ли компания угощать посетителей своих новых торговых точек слабоалкогольными напитками (шампанским), если у нее отсутствует лицензия на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции? Разберемся с этим вопросом с учетом разъяснений, данных Минфином России в письме от 09.11.2023 № 27-05-13/106832.
Специалисты финансового ведомства четкого ответа на вопрос не дали. Они лишь указали, что угощение посетителей алкогольной продукцией при открытии новых торговых точек может расцениваться как реклама, поскольку данная деятельность направлена на привлечение внимания к открываемой торговой точке, формирование или поддержание интереса к ней. Вопросы, связанные с рекламной деятельностью, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ). А потребление (распитие) алкогольной продукции должно осуществляться при учете требований п. 7 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ).
Финансисты также отметили, что в обращении отсутствует информация о том, каким образом и у какой организации (оптовой или розничной) была осуществлена закупка алкогольной продукции. Между тем алкогольная продукция, закупленная в розничных торговых объектах, не может использоваться в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данный вывод Минфин России сделал исходя из определения розничной торговли, приведенного в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно этой норме розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из разъяснений финансистов следует, что угощение алкоголем посетителей новой торговой точки является рекламой, и закупать для этих целей алкоголь у розничных продавцов компания не может. Значит, шампанское необходимо закупать у оптовых продавцов. Но поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции лицу, не имеющему предусмотренных Законом № 171-ФЗ лицензий является основанием для аннулирования лицензии у оптового продавца (подп. 4 п. 3.1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ). Поэтому, если у компании нет лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, она не сможет закупить алкоголь и у оптовых продавцов.
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе, только в стационарных торговых объектах (п. 4 ст. 21 Закона № 38-ФЗ). Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов (п. 2.1 ст. 21 Закона № 38-ФЗ). Из этих положений следует, что проведение рекламных акций с раздачей алкоголя допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. ФАС России в письме от 02.12.2011 № АК/44977 это подтверждает.
На розничную продажу алкогольной продукции необходима лицензия (п. 2 ст. 18 Закона № 171-ФЗ). Поскольку у компании такой лицензии нет, это означает, что в торговых точках, где предполагается угощать посетителей шампанским, розничная продажа алкогольной продукции не ведется. А значит, в таких торговых точках проводить рекламные акции с раздачей алкоголя нельзя. Помимо несоответствия требованиям ст. 21 Закона № 38-ФЗ это будет нарушать требования п. 7 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, на который сослались финансисты. Он запрещает потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах.
Итак, подведем итог. Без лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции компания не вправе угощать посетителей своих новых торговых точек слабоалкогольными напитками (шампанским). При наличии лицензии такое угощение возможно только в стационарных торговых точках (объектах), где ведется розничная продажа алкогольной продукции.