Роструд в письме от 01.11.2023 № ПГ/23258-6-1 рассказал о предоставлении очередного отпуска работнику, который отозвал свое заявление об увольнении, но уже получил компенсацию за неиспользованный отпуск.
Статьей 80 ТК РФ установлено, что до истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска (ст. 127 ТК РФ). Если работник отозвал свое заявление об увольнении, он не считается уволенным. Согласно ст. 114 и 122 ТК РФ работникам ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск. Но будет ли у работника, отозвавшего заявление об увольнении, право на очередной оплачиваемый отпуск в соответствии с графиком отпусков, если после подачи заявления на увольнение он успел получить компенсацию за дни этого отпуска, и если будет, то может ли работодатель удержать у работника выплаченную ему компенсацию?
Специалисты службы по труду и занятости указали, что согласно ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Возможность удержания суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, которое не состоялось в связи с отзывом заявления об увольнении, Трудовым кодексом и иными федеральными законами не предусмотрена. В случае отзыва работником заявления об увольнении основания для выплаты ему денежной компенсации за неиспользованный отпуск отсутствуют, поэтому указанному работнику должен предоставляться оплачиваемый отпуск за период, который был компенсирован при увольнении, в соответствии с утвержденным работодателем графиком отпусков. При этом условия предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска не меняются, в том числе продолжается исчисление его рабочего года. Возврат работником денежной компенсации не влияет на обязанность работодателя предоставить указанный отпуск. Если работник не вернет выплаченную ему при увольнении сумму компенсации, она подлежит зачету при начислении отпускных.
Из сказанного Рострудом следует, что работодатель не вправе удержать у работника, отозвавшего заявление об увольнении выплаченную ему компенсацию за отпуск, и выплата такой компенсации не лишает работника права на очередной оплачиваемый отпуск, за дни которого он получил компенсацию.
Выводы Роструда согласуются с позицией Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, выраженной в Определении от 13.09.2021 № 25-КГ21-9-К4. В этом деле рассматривалась ситуация, когда уволенная по сокращению работница решением суда была восстановлена на работе. После восстановления она написала заявление на очередной отпуск, который ей был предоставлен и оплачен. Но поскольку при увольнении работнице была выплачена компенсация за дни этого отпуска, работодатель предложил ей вернуть сумму компенсации. Так как она отказалась ее возвращать, работодатель за взысканием компенсации обратился в суд. Суды трех инстанций удовлетворили требования работодателя. Они исходили из того, что действия работницы признать добросовестными нельзя.
Верховный суд с этим не согласился. Признание увольнения незаконным и восстановление на работе влечет за собой восстановление в полном объеме трудовых прав работника, в том числе права на отпуск. Поэтому вывод о недобросовестности действий работницы, получившей компенсацию за неиспользованный отпуск и вновь обратившейся к работодателю с заявлением об отпуске, который был ей предоставлен и оплачен, является ошибочным. И применение судом в рассматриваемой ситуации положений ст. 10 ГК РФ о недопустимости злоупотребления правом нельзя признать правомерным. Верховный суд также указал на то, что перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченных ему в связи с трудовыми отношениями сумм, приведен в ст. 137 ТК РФ, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В результате дело было направлено на новое рассмотрение, в ходе которого во взыскании с работницы компенсации за отпуск было оказано (решение Красноярского районного суда Астраханской области от 03.12.2021 по делу № 2-895/2021).