Третий кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 30.10.2023 № 88-21630/2023 по делу № 2-1461/2022 разобрался с тем, насколько законно было увольнение работника, который, находясь на больничном, сообщил по телефону об отзыве своего заявления об увольнении.
Суть дела
Работник компании написал заявление об увольнении по собственному желанию, которое было принято работодателем. Затем работник заболел, и во время болезни передумал увольняться. Поскольку он проходил амбулаторное лечение от сильных болей в спине и находился дома в лежачем положении, он не мог направить работодателю отзыв заявления об увольнении, в том числе по электронной почте. Поэтому работник позвонил по телефону инспектору отдела кадров компании и сообщил ему о болезни и своем намерении отказаться от увольнения. Однако, выйдя после болезни на работу, работник узнал, что он уже уволен, и что об отзыве заявления об увольнении он ничего не говорил.
Работник посчитал увольнение незаконным и обратился в суд с требованием о восстановлении его на работе в прежней должности, взыскании с работодателя среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решения судов
Суды трех инстанций встали на сторону работника. Они указали, что работник вправе беспрепятственно в любое время уволиться по собственной инициативе, подав работодателю соответствующее заявление, основанное на добровольном волеизъявлении, предупредив об увольнении работодателя не позднее чем за две недели. Для защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении за работником закреплено право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении (если только на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора). Работник вправе отозвать свое заявление об увольнении по собственному желанию до истечения календарного дня, определенного сторонами как окончание трудового отношения.
Трудовой кодекс прямо не устанавливает, в какой форме работник должен отозвать свое заявление об увольнении. Учитывая, что само заявление подается в письменное форме, логично полагать, что и отзыв такого заявления работником также должен производится в письменной форме. Между тем конкретные обстоятельства могут препятствовать работнику подать письменное заявление об отзыве заявления об увольнении. Таким препятствием может быть болезнь работника. В этой ситуации работник должен иметь возможность заявить об отзыве заявления об увольнении в иной возможной для него форме, в том числе по телефону. Иное привело бы к невозможности работнику, который в силу болезни не в состоянии подать письменное заявление, реализовать предоставленное ему законом право отозвать заявление об увольнении.
В рассматриваемой ситуации факт болезни работника подтверждается листком нетрудоспособности. Факт его телефонного звонка в отдел кадров признается работодателем, но между сторонами имеется спор о содержании данного телефонного разговора. Наиболее объективным и достоверным доказательством содержания телефонного разговора могла бы быть его аудиозапись. Однако трудно ожидать от работника, как экономически слабой стороны, к тому же находящегося на момент телефонного разговора в состоянии болезни, действующего добросовестно (пока не доказано иное) и ожидающего такое же добросовестное поведение от работодателя, ведение и сохранение аудиозаписи данного разговора. Напротив, именно работодатель должен доказать намерение работника в действительности прекратить трудовые отношения по собственной инициативе, в том числе поведение работника, свидетельствующее о намерении прекратить трудовые отношения.
Свидетель со стороны работника (его жена) утверждает, что слышала о сообщении работником по телефону о своем намерении отозвать заявление об увольнении. А свидетель со стороны работодателя (работник компании) говорит о том, что в телефонном разговоре работник не отзывал свое заявление об увольнении. Поскольку показания свидетелей противоречат друг другу, и оба свидетеля являются заинтересованными лицами, суды пришли к выводу, что компания, признавая факт телефонного звонка работника сотруднику отдела кадров, не опровергла допустимыми доказательствами довод работника о том, что в ходе данного телефонного разговора работник заявил об отказе от увольнения по собственному желанию. И, уволив работника, компания нарушила его право на отзыв своего заявления об увольнении.