В Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2023 № 88-25035/2023 по делу № 2-2016/2023 рассмотрен вопрос о пропаже из индивидуального шкафчика в раздевалке личных вещей работника, находившегося в отпуске.
Суть дела
Работница трудилась в торговой компании кассиром. Работодателем была организована раздевалка с индивидуальными шкафчиками для хранения униформы и личных вещей сотрудников в период рабочего времени.
В связи с ликвидацией компании и сдачей помещения арендодателю сотрудники, в том числе и работница, были предупреждены посредством направления письма на адрес корпоративной электронной почты о необходимости освобождения шкафчиков до 27 октября 2022 г. Поскольку в этот период работница находилась в отпуске, начальник по управлению персоналом дополнительно уведомил ее об этом по телефону.
Прибыв 29 октября 2022 г., работница в присутствии сотрудника охраны обнаружила, что в ее индивидуальном шкафчике в замке имеется ключ, сам индивидуальный шкафчик открытый и пустой. Работница позвонила дежурному менеджеру по магазину, чтобы уточнить, где ее вещи, и с просьбой вернуть, однако получила отказ.
Работница обратилась с заявлением в полицию, а также с иском в суд. В исковых требованиях она просила взыскать с работодателя стоимость ущерба в виде похищенного имущества и компенсацию морального вреда. По мнению работницы, работодатель, оборудовавший закрывающиеся на замок индивидуальные шкафчики и установив видеокамеры, не обеспечил сохранность имущества, а также предоставил свободный доступ к ее индивидуальному шкафчику, тем самым не обеспечил безопасность вещам, поэтому обязан возместить стоимость похищенных вещей.
Решения судов
Суды трех инстанций в удовлетворении исковых требований работницы отказали. Они указали, что при получении по телефону уведомления об освобождении шкафчика работница о наличии в шкафчике личных вещей начальнику по управлению персоналом не сообщила. Доказательств факта нахождения личных вещей и денег в индивидуальном шкафчике на момент его вскрытия работницей не представлено. Сотрудники компании, осуществлявшие уборку помещения магазина и участвовавшие во вскрытии шкафчиков, были опрошены следователем и дали пояснения о том, что на момент уборки 28 октября 2022 г. шкафчики были свободны от личных вещей. Работодателем 31 октября 2022 г. составлен акт, согласно которому в ходе вскрытия шкафов личных вещей обнаружено не было.
Согласно утвержденным работодателем правилам внутреннего трудового распорядка шкафчики в раздевалках предназначены для хранения личной одежды и вещей работников. Работодатель не несет ответственности за ценные личные вещи и деньги, оставленные в раздевалке. Также правилами установлено, что их положения регулируют отношения сторон в рабочее время, и обязанности обеспечить хранение вещей работника во внерабочее время не предусмотрено.
Принимая во внимание положения правил внутреннего трудового распорядка, суды пришли к выводу о том, что работодатель не может нести ответственность за сохранность оставленных работником ценных вещей и денег в период его отпуска. Они отклонили довод работницы о том, что работодатель обязан был обеспечить сохранность вещей, так как, выдав ей ключ от индивидуального шкафчика, вещи были приняты работодателем на хранение. Суды, сославшись на положения ст. 886 ГК РФ, указали, что работодатель не является профессиональным хранителем, факт внесения на хранение личных вещей работницей не подтвержден. В связи с этим правоотношений по хранению личных вещей между сторонами не возникло.