Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 500600-8 с поправками в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54-ФЗ).
Новый способ передачи чека
Предлагается использовать информационный ресурс ФНС России «Мои чеки онлайн» в качестве нового способа исполнения обязанности по передаче кассового чека.
Согласно новому подп. 2 п. 3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае согласия покупателя (клиента) на получение кассового чека в электронной форме с использованием информационного ресурса уполномоченного органа пользователь вправе включить в состав кассового чека абонентский номер либо адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом), и направить кассовый чек в момент расчета в уполномоченный орган через оператора фискальных данных. Покупатель (клиент) на основании абонентского номера либо адреса электронной почты сможет получить в информационном ресурсе кассовый чек.
Данное нововведение позволит исключить затраты пользователей на печать бумажных кассовых чеков или их направление в электронной форме на электронную почту или абонентский номер покупателя. А информационный ресурс даст покупателю возможность иметь полную информацию о своих совершенных покупках и предъявлять чеки для возврата товаров или гарантийного обслуживания.
Расчеты с участием комиссионера (агента)
Статья 2 Закона № 54-ФЗ дополняется новыми пунктами 11.1—11.4, которыми устанавливаются правила применения ККТ при проведении расчетов с участием посредника.
Так, при расчетах с участием комиссионера (агента) поставщик товаров (работ, услуг) вправе будет не применять ККТ при условии, что каждый из комиссионеров (агентов):
-
не является кредитной организацией или лицом, которое вправе не применять ККТ;
-
применил ККТ в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, и выдал покупателю (клиенту) кассовый чек;
-
при расчетах за маркированные товары сформировал фискальные документы и направил их в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.
Если комиссионер (агент) не выполнил вышеперечисленные условия и поставщик товаров (работ, услуг) не применил ККТ, то поставщик признается не применившим ККТ при осуществлении расчета.
Если денежные средства принимаются от покупателя (клиента) до или после выдачи ему товара (работ, услуг), комиссионер (агент) применяет ККТ как в момент получения денежных средств, так и в момент выдачи товаров (работ, услуг). Когда комиссионеры (агенты), осуществляющие прием денежных средств и выдачу товаров (работ, услуг), являются разными лицами, каждый из них должен применять ККТ в вышеуказанном порядке.
Если деньги принимает поставщик товаров (работ, услуг), а товар (работы, услуги) выдает комиссионер (агент), то при приеме денежных средств ККТ применяет поставщик товаров (работ, услуг). Если же поставщик также сам и выдал товары (работы, услуги) покупателю, то он должен применить ККТ и при выдаче товаров (работ, услуг).
Если комиссионер (агент) принимает деньги от покупателей (клиентов) и (или) выдает товар (работы, услуги) покупателю (клиенту), а поставщик товаров (работ, услуг) является лицом, имеющим право не применять ККТ, то комиссионер при приеме денег и выдаче покупателю товаров (работ, услуг) обязан применять ККТ.
Регистрация (перерегистрация), снятие с учета ККТ
Вводится новый способ подачи заявления о регистрации (перерегистрации) или снятии с учета ККТ через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (новая редакция п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Предусматривается возможность осуществления перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя без подачи в налоговый орган соответствующего заявления при условии направления в налоговый орган через оператора фискальных данных отчета об изменении параметров регистрации (новый п. 4.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
В два раза (с десяти до пяти рабочих дней) сокращается срок выдачи пользователю карточек регистрации ККТ и снятия ККТ с регистрационного учета.
Прочие поправки
Вводится определение расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. Согласно новому п. 2.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ таковыми будут считаться расчеты, осуществляемые путем перевода денежных средств с использованием электронного средства платежа, включая платежную карту, в том числе перевода денежных средств в рамках сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, при непосредственном взаимодействии покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо с автоматическим устройством для расчетов.
Уточняются положения, касающиеся освобождения от применения ККТ при сборе вторсырья. Сейчас освобождение действует при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья. Согласно новой редакции абз. 10 п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ освобождение будет действовать при сборе использованной тары и материалов, пригодных для вторичного использования.
От применения ККТ будут освобождаться не только физкультурно-спортивные и образовательные организации, но и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность и деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (новая редакция п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).
Устанавливается, что форматами фискальных документов могут быть определены требования к качеству печати и размеру символов фискальных документов, отпечатанных на бумажных носителях, к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных и иных документах, отпечатанных на бумажных носителях, а также к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах (новый абзац п. 8 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ).
Законопроектом предусматриваются и иные поправки.