В Определении от 12.12.2023 № 88-23923/2023 Восьмой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел ситуацию, когда работник, получив инвалидность и сообщив о ней работодателю, продолжал трудиться в прежнем режиме 40-часовой недели.
Суть дела
Работник с 2001 г. трудился в компании. По условиям трудового договора ему была установлена 40-часовая рабочая неделя с пятью рабочими днями и двумя выходными.
В 2018 г. работнику была установлена инвалидность, о чем он сообщил работодателю. В дальнейшем инвалидность продлялась. О продлении инвалидности работник также сообщал в кадровую службу работодателя. Однако рабочая неделя работнику так и не была сокращена до 35 часов. Он продолжал трудиться в 40-часовом режиме.
В 2020 г. работник был уволен в связи с сокращением численности. Поскольку он работал не 35, а 40 часов в неделю, сверхурочная работа должна была оплачиваться в повышенном размере. Однако работодатель доплат не производил. Работник обратился в суд о взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочную работу.
Решения судов
Суды трех инстанций требования работника удовлетворили. Из положений Конвенции о правах инвалидов, Конституции РФ и законодательства РФ следует, что государство гарантирует работникам право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, включая ограничение рабочего времени. Инвалидам в области трудовых отношений установлены повышенные гарантии, обеспечивающие реализацию ими права на труд наравне с другими работниками. Одной из таких гарантий является сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, предусмотренная для инвалидов I или II группы, продолжительность ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Соответственно, установление работнику, являющемуся инвалидом I или II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени не более 35 часов в неделю, предоставление ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней входит в обязанности работодателя.
Протоколом осмотра доказательств подтверждается, что работник по электронной почте направлял в адрес главного специалиста отдела персонала справки об установлении инвалидности и ее продлении. Таким образом, работодателю было известно о наличии у работника инвалидности, и именно на работодателя возложена обязанность исполнения в полном объеме требований трудового законодательства и гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе по установлению сокращенной рабочей недели.
Суды отклонили доводы работодателя о том, что работник с условиями договора, предусматривающего 40-часовую рабочую неделю, ознакомлен и согласен, а к сверхурочной работе он не привлекался, поскольку инвалидность установлена в 2018 г., до этого времени условия трудового договора соответствовали положениям действующего законодательства. После установления инвалидности работодателем не исполнена обязанность по установлению для работника сокращенной рабочей недели, исходя из 35 часов в неделю, что подтверждается табелями учета рабочего времени, согласно которым работник трудился 40 часов в неделю.
Суды также отклонили как бездоказательные доводы работодателя об отсутствии у него информации об инвалидности работника, поскольку было достоверно установлено, что такую информацию работник передавал своевременно в отдел персонала, что свидетельствует о том, что работодатель имел информацию о наличии инвалидности у работника.
Довод работодателя о том, что он не привлекал работника к сверхурочным работам, опровергается табелями учета рабочего времени, которые подтверждают выполнение работы 40 часов в неделю вместо положенных 35 часов в неделю, что расценивается как выполнение работы сверх продолжительности рабочего времени.