Поставит ли законодатель точку в вопросе индексирования сумм взысканий из бюджета?

| статьи | печать

В конце января Госдума приняла в первом чтении законопроект № 500573-8 с поправками в АПК РФ и ГПК РФ в части определения порядка индексирования денежных сумм, взыскиваемых из бюджетов бюджетной системы РФ. Несмотря на то, что законопроект уже был в Госдуме, КС РФ взял в производство две жалобы и 25 января принял Постановление № 3-П, еще раз указав законодателю на необходимость установления специального порядка индексирования взысканий. «ЭЖ-Юрист» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать изменения в контексте новых разъяснений КС РФ.

Комментарий эксперта

Законопроект направлен на реализацию постановления КС РФ от 22.06.2023 № 34-П и предлагает внести в ст. 183 АПК РФ, ст. 208 ГПК РФ и ст. 189.1 КАС РФ следующие изменения:

  • при взыскании средств бюджетов бюджетной системы и средств бюджетных и автономных учреждений индексация присужденных сумм производится со дня поступления на исполнение исполнительных документов;

  • в случае возврата исполнительных документов взыскателю без исполнения индексация присужденных судом денежных сумм не производится с момента возврата исполнительных документов и до дня их поступления на исполнение в установленном порядке.

Однако принятие указанного проекта не представляется возможным без учета нового постановления КС РФ от 25.01.2024 № 3-П.

Эти два постановления отличаются предметом исследования. В Постановлении № 34-П исследовался вопрос применительно к взысканию средств из бюджетной системы, а в Постановлении № 3-П исследуется вопрос о взыскании средств из бюджетов бюджетных учреждений, который имеет свои нюансы, требующие правового регулирования.

В Постановлении № 3-П КС РФ отметил, что по общему правилу ст. 208 ГПК РФ (ст. 183 АПК РФ и ст. 189.1 КАС РФ) присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или с момента, когда такая выплата должна была быть произведена. Это позволяет взыскателю индексировать сумму долга исходя из длительности времени, в которое должник затягивал его оплату. В данном случае индексация является гарантией защиты имущественных интересов взыскателя от инфляции, имевшей место в период с момента вынесения судебного акта до его исполнения.

В то же время п. 6 ст. 242.2 БК РФ предполагает, что исполнение судебных актов по искам к РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям (то есть средствам бюджетной системы) производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Эта норма фактически формирует иные условия определения периода индексации в зависимости от субъекта, с которого осуществляется взыскание.

Вместе с тем ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ определен порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. Данный закон прямо не предусматривает трехмесячный срок на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов, а указывает, что продолжительность исполнения судебного акта должна составлять меньше, чем три месяца.

Ранее суды, в том числе в деле, рассмотренном в Постановлении КС РФ № 3-П, отказывали в индексации сумм, взыскиваемых с бюджетных учреждений, ссылаясь на положения ст. 242.2 БК РФ, которая направлена на регулирование взыскания сумм из бюджетной системы, а не на ст. 30 Закона № 83-ФЗ, применимую как раз к бюджетным учреждениям.

В результате в правоприменительной практике возникала неопределенность в вопросах:

  • определения срока, с которого начинается право на индексацию сумм, взыскиваемых как из средств бюджетной системы, так и из средств бюджетных учреждений;

  • разграничения применения положений о бюджетных системах и учреждениях;

  • определения срока, с которого начинается право на индексацию сумм в случае ошибки суда при направлении исполнительного документа (что приводит к задержке исполнения судебного акта).

Законопроект в первой редакции, в свою очередь, не устраняет правовую неопределенность в том, как быть со ст. 242.2 БК РФ, которая остается в правовом поле. Изменения, предлагаемые законопроектом в первом чтении, не означают ни того, что индексация по данной категории дел производится только после вынесения решения, ни того, что нельзя рассматривать БК РФ как закон, изменяющий общий порядок взыскания, установленный процессуальным законодательством.

КС РФ в Постановлении № 3-П обращает внимание на разный порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений и бюджетных систем по ст. 242.2 БК РФ и ст. 30 Закона № 83-ФЗ. Видится целесообразным параллельно вносить изменения в указанные статьи.

Таким образом, КС РФ вынес новую позицию, которая указывает на необходимость устранения существующей неопределенности. Представляется, что она появилась вовремя, поскольку у законодателя теперь есть возможность внести соответствующие коррективы в законопроект с учетом нового постановления КС РФ.

Комментарий эксперта

Законопроект предусматривает внесение идентичных по своему содержанию изменений в ст. 183 АПК РФ, ст. 208 ГПК РФ, ст. 189.1 КАС РФ и подготовлен во исполнение постановления КС РФ от 22.06.2023 № 34-П, в котором КС РФ также рассматривал вопрос индексации. В новой редакции этих статей законодатель предлагает установить порядок индексации присужденных денежных сумм из средств бюджета, в соответствии с которым индексация будет производиться со дня поступления на исполнение исполнительных документов. В случае возврата исполнительных документов без исполнения взыскателю по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, индексация присужденных судом денежных сумм не производится с момента возврата исполнительных документов и до дня их поступления на исполнение в установленном порядке.

Поскольку законопроект был внесен в Госдуму в прошлом году, а точнее 30.11.2023, то его первая редакция охватила не все предписания, отраженные в Постановлении КС РФ № 3-П.

В частности, один из заявителей обратился в КС РФ с жалобой из-за того, что суды общей юрисдикции отказали ему в индексации денежных средств за период, в течение которого исполнительные документы по его заявлению из-за ошибки суда были направлены не тому органу, в результате чего исполнение затянулось. КС РФ пришел к выводу, что в подобной ситуации срок следует исчислять со дня поступления исполнительных документов в тот орган, в который они были ошибочно направлены.

Между тем в законопроекте использована формулировка «со дня поступления на исполнение исполнительных документов», что, на мой взгляд, не решает вопроса с началом течения срока при поступлении исполнительных документов не в тот орган.

Кроме того, КС РФ обратил внимание на возможность различного регулирования вопроса в зависимости от того, связано ли взыскание с правоотношениями, в которых бюджетное учреждение выполняет публично значимую функцию за счет бюджетного финансирования, или выступает в качестве участника гражданского оборота на конкурентных началах с иными хозяйствующими субъектами. Это представляется справедливым, поскольку, если бюджетное учреждение выступает в обороте как равноправный участник гражданских правоотношений, не должно быть различий в привлечении к ответственности исходя из деления субъектов на частно- и публично-правовые. Однако законопроект не делает различия в регулировании исходя из выполняемой функции участников оборота.

Данные изменения законодательства, принятые в первом чтении, устраняют пробел в праве на базовом уровне, но, возможно, к его второму чтению новая позиция КС РФ будет учтена.

Комментарий эксперта

Основная цель законопроекта — определение времени, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Как указал КС РФ в постановлении от 22.06.2023 № 34-П, БК РФ не предусматривает добровольного исполнения судебных актов до поступления исполнительного документа в орган, уполномоченный его исполнять. Риск инфляционного обесценивания взысканных денежных средств зависит от поведения самого взыскателя. Такой риск можно минимизировать, предъявив исполнительный документ к исполнению без промедлений. В то же время взыскатель непредставлением исполнительного документа может способствовать длительному неисполнению судебного акта, что приводит к увеличению размера выплат в результате индексации. Так, КС РФ пришел к выводу о необходимости установить особый порядок исполнения судебных актов по искам к должникам, являющимся публично-правовыми образованиями.

Законопроектом предлагается установить, что по судебным решениям об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, средства участников казначейского сопровождения, подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а также средства бюджетных (автономных) учреждений, индексация присужденных денежных сумм производится со дня поступления на исполнение предусмотренных законодательством РФ исполнительных документов.

Также предлагается предусмотреть, что в случае возврата исполнительных документов без исполнения взыскателю по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, индексация не производится с момента возврата исполнительных документов и до дня их поступления на исполнение в установленном порядке.

В постановлении от 25.01.2024 № 3-П КС РФ обратил внимание на то, что находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект не является препятствием для рассмотрения дела.

КС РФ указал, что до внесения в действующее правовое регулирование изменений исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ должно осуществляться, начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в ст. 242 БК РФ, на исполнение.

Не менее важным является следующий вывод КС РФ о том, что взыскатель не должен нести бремя негативных последствий ошибки суда, которая выразилась в направлении документов не в тот орган/организацию, куда они должны поступить для выплаты присужденных судом денег. Так, КС РФ предлагает справедливо возложить издержки на публичный субъект, а не на частное лицо.

Таким образом, выводы КС РФ позволяют четко определить момент начала течения срока индексации присужденных денежных сумм, что способствует эффективной реализации механизма своевременного и полного исполнения судебных актов и является гарантией прав взыскателя.

Комментарий эксперта

Законопроект является реализацией указаний постановления КС РФ от 22.06.2023 № 34-П, в котором суд дал оценку конституционности ст. 183 АПК РФ, п. 1 и 2 ст. 242.1 и п. 6 ст. 242.2 БК РФ.

В нем КС РФ, руководствуясь принципом соблюдения частных и публичных интересов, указал на необходимость учета сроков для исполнения судебных актов, так как они предполагают совершение взыскателем активных действий по получению присужденных ему сумм: направление в финансовый орган исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с реквизитами банковского счета для перечисления денег.

При этом КС РФ указал на то, что индексация присужденных сумм «лишь выступает инструментом, который позволяет взыскателю получить присужденную ему сумму, но с учетом инфляционных издержек». А «инфляционные процессы, обесценивающие взысканные судом суммы, никоим образом от должника не зависят».

Неоднозначность понимания момента, с которой срок исчисления для такой индексации должен начинаться, предоставляло взыскателю возможность для злоупотребления при исполнении судебного акта, намеренно предъявляя исполнительный документ по прошествии значительного времени после вынесения судебного решения.

Кроме того, КС РФ отметил, что попытка внесения уточнений в процессуальные кодексы, аналогично вносимым комментируемым законопроектом, уже предпринималась ранее по инициативе Правительства РФ. Однако такие уточнения были отвергнуты в процессе обсуждения Государственной Думой.

Соответственно, комментируемый законопроект устраняет правовую неопределенность и является попыткой власти соблюсти баланс частных и публичных интересов, как и в постановлении КС РФ от 25.01.2024 № 3-П, он устанавливает исчисление срока на индексацию присужденных сумм со дня поступления соответствующих исполнительных документов в уполномоченный орган на исполнение. В этой части законопроект полностью соответствует обязательным выводам Конституционного суда. При этом законопроект имеет более широкую формулировку. Он был также дополнен положениями о том, что в случае возврата исполнительных документов без исполнения взыскателю по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, индексация присужденных судом денежных сумм не производится с момента возврата исполнительных документов и до дня их поступления на исполнение в установленном порядке.

На мой взгляд, принципиально содержание законопроекта в процессе его рассмотрения не изменится. По крайней мере, в части начала исчисления срока для индексации присужденных сумм.

Комментарий эксперта

Законопроект направлен на реализацию постановления КС РФ от 22.06.2023 № 34-П – устранение правовой неопределенности в вопросах индексации присужденных денежных средств при обращении взыскания на бюджетные средства.

Признавая не соответствующими Конституции РФ положения ст. 183 АПК РФ, п. 1, 2 ст. 242.1 БК РФ и п. 6 ст. 242.2 БК РФ, в постановлении № 34-П КС РФ предложил два возможных механизма регулирования момента начала индексирования присужденных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ – со дня, следующего за днем истечения трех месяцев с момента поступления исполнительного документа уполномоченному распорядителю бюджетными средствами, либо со дня, когда взыскатель предъявил исполнительный документ на исполнение.

Выработанный правовой подход является неоднозначным, поскольку ограничивает взыскателей по исполнительным документам в праве на индексацию присужденных денежных сумм, если речь идет о бюджетных средствах, в обмен на гарантированное исполнение исполнительных документов.

В качестве временного регулирования КС РФ установил, что моментом начала индексирования присужденных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства является момент предъявления взыскателем исполнительного документа на исполнение, который является наиболее благоприятным для взыскателей в данной ситуации.

В законопроекте определен момент начала индексирования присужденных сумм аналогичным образом, что позволяет взыскателям покрыть инфляционные потери хотя бы за период, установленный п. 6 ст. 242.2 БК РФ.

В период рассмотрения Государственной Думой РФ законопроекта КС РФ было вынесено постановление № 3-П от 25.01.2024, которое фактически дополнило правовую позицию, изложенную в постановлении от 22.06.2023 № 34-П.

В данном постановлении КС РФ указал на необходимость распространения правовой позиции, изложенной в постановлении № 34-П от 22.06.2023, на правоотношения, связанные с обращением взыскания на средства государственных и муниципальных учреждений.

Также в постановлении № 3-П от 25.01.2024 КС РФ выразил важную правовую позицию – в случае совершения судом ошибки при направлении исполнительного листа в адрес уполномоченного распорядителя бюджета – моментом начала индексирования присужденных сумм считается день поступления исполнительного документа в адрес избранного сотрудниками суда получателя, независимо от того, является он уполномоченным органом или нет.

В остальном постановление № 3-П от 25.01.2024 в большей степени направлено на отмену принятых до постановления КС РФ от 22.06.2023 № 34-П судебных актов, очевидно противоречащих правовой позиции КС РФ.

В связи с принятием КС РФ постановления № 3-П от 25.01.2024 следует ожидать внесения поправок в законопроект, о чем уже свидетельствует результат рассмотрения указанного законопроекта Государственной Думой РФ в первом чтении.

Несмотря на неоднозначность выработанных правовых подходов, законопроект и постановление КС РФ № 3-П от 25.01.2024 способствуют ликвидации правовой неопределенности в вопросе индексации присужденных денежных сумм.