Минфин России разъяснил, откуда нужно брать показатель числа физических лиц при определении среднемесячного размера выплат и с каким показателем Росстата сравнивать этот размер для целей освобождения от НДС по подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ (письма от 19.12.2023 № 03-07-07/123358 и от 12.12.2023 № 03-07-07/120014).
Начиная с этого года для освобождения услуг общепита от НДС по подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ необходимо одновременное выполнение следующих трех условий:
-
сумма доходов за предыдущий календарный год не превысила 2 млрд руб.;
-
удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов за предыдущий год составил не менее 70%;
-
среднемесячный размер выплат физическим лицам за предыдущий год не ниже среднемесячной зарплаты в субъекте РФ.
В подпункте 38 п. 3 ст. 149 НК РФ сказано, что среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, определяется путем деления средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений за предшествующий календарный год (первые девять месяцев предшествующего календарного года) на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам. Величина средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, определяемой исходя из данных расчетов по страховым взносам за предшествующий календарный год (за первые девять месяцев предшествующего календарного года), на показатель среднесписочной численности работников.
Ранее в своих письмах от 27.10.2023 № 03-07-07/102628 и от 14.02.2023 № 03-07-07/12084 специалисты финансового ведомства указывали, что фактическое количество физических лиц определяется на основании расчета по страховым взносам как количество физических лиц, в отношении которых в разделе III «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам сформирована база для исчисления страховых взносов по трудовым договорам. А показатель среднесписочной численности из титульного листа для среднемесячного размера выплат, определяемого в соответствии с подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, не используется, поскольку данный показатель не отражает фактическую численность работников по итогам каждого месяца.
Но теперь финансисты изменили свое мнение. В письме от 12.12.2023 № 03-07-07/120014 они указали, что в целях применения с 1 января 2024 г. освобождения от НДС, предусмотренного подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, используется показатель среднесписочной численности работников, который указывается в титульном листе расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период. Такие же разъяснения содержатся в письме Минфина России от 11.12.2023 № 03-07-07/119228.
В отношении сравнения исчисленного среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц с показателями Росстата Минфин России в письме от 19.12.2023 № 03‑07‑07/123358 указал, что определенный в соответствии с подп. 38 п. 1 ст. 149 НК РФ среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), сравнивается с аналогичным показателем по субъекту РФ по виду экономической деятельности по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД, информация о котором размещена на сайте www.fedstat.ru (показатель «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике с 2017 г.»). При этом в письме от 15.08.2023 № 03‑07‑07/76644 финансисты пояснили, что поскольку положения подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержат указания на сравнение с показателем по подклассам 56.1, 56.2, 56.3 класса 56, размещенным на сайте Росстата, то применяется сравнение по классу 56 в целом независимо от того, какой класс (подкласс) указан в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) налогоплательщика.