Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 25.01.2024 по делу № 88-2683/2024 несмотря на несколько случаев неисполнения работником трудовых обязанностей без уважительных причин признал его увольнение по п. 5 ст. 81 ТК РФ незаконным.
Суть дела
Работница была принята на работу в компанию для выполнения дистанционной работы на должность старшего медицинского представителя.
В ходе контроля исполнения работницей трудовых обязанностей было обнаружено, что она внесла в программу данные о том, что 27 мая ею был нанесен рабочий визит к заведующей женской консультацией. Однако заведующая указала, что никто из медицинских представителей визитов к ней не совершал. За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в фальсификации отчетности в программе для увеличения своей посещаемости, работнице 21 июня было объявлено замечание.
Территориальным менеджером региона 7 июня было обнаружено, что работница использовала корпоративный автомобиль в выходные дни (13 и 19 марта) и в дни, когда она находилась на листках временной нетрудоспособности (3 и 5 июня). За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в использовании служебного автомобиля в нерабочее время (выходные дни, дни болезни) работнице 5 июля был объявлен выговор.
Территориальным менеджером региона 14 июня было обнаружено, что по данным программы работница трижды (11 марта, 8 апреля и 26 мая) совершала визиты к врачу для его ознакомления с препаратами компании. Однако врач указал, что никаких визитов к нему сотрудника компании не было, информацию о препаратах он не получал, в марте был в отпуске, а в апреле — на листке временной нетрудоспособности.
За неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, выразившееся в фальсификации по ведению отчетности в программе для увеличения своей посещаемости, работница была уволена по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Основанием увольнения явилась докладная записка территориального менеджера от 14 июня.
Работница обратилась в суд с требованием признать увольнение незаконным, изменить формулировку увольнения на собственное желание и взыскать с работодателя зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Решение судов
Суды трех инстанций требования работницы удовлетворили. Руководствуясь ст. 21, 56, 81, 189, 192, 193, 312.1 ТК РФ, постановлением Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу о незаконности приказа об увольнении работницы по п. 5 ст. 81 ТК РФ, поскольку после вынесения работодателем приказов о применении дисциплинарных взысканий от 21 июня и 5 июля каких-либо нарушений трудовых обязанностей (трудовой дисциплины) работницей допущено не было. Нарушения трудовых обязанностей выявлены 30 мая, 7 и 14 июня.
Привлекая работницу к дисциплинарной ответственности 21 июня и 5 июля в виде замечания и выговора, работодатель реализовал свое право на выбор вида дисциплинарных взысканий. Поэтому только в случае совершения нового дисциплинарного проступка после 5 июля работница могла быть уволена по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 81 ТК РФ. В рассматриваемом же случае отсутствует предусмотренное законом условие для увольнения работника по данному основанию, а именно — признак неоднократности неисполнения работницей трудовых обязанностей без уважительных причин.
В результате суды изменили формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию, а также взыскали с работодателя в пользу работницы среднюю заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.