Получение сведений, подтверждающих право гражданина на внесудебную процедуру банкротства, предлагается централизовать

| статьи | печать

Минэкономразвития России предлагает усовершенствовать процедуру подтверждения права гражданина на упрощенное банкротство во внесудебном порядке (ID проекта: 145590), предусмотренном ст. 223.2 Закона о банкротстве. В частности, получение сведений, подтверждающих право гражданина на использование внесудебной процедуры банкротства, будет централизовано. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить инициативу.

Комментарий эксперта

В декабре 2023 г. правительство по поручению Президента РФ приступило к реализации идеи по расширению доступа к внесудебной процедуре банкротства социально незащищенных слоев населения.

В частности, сейчас упрощенная процедура внесудебного банкротства гражданина предполагает предоставление ему минимального перечня документов, а именно справки о назначении пенсии, а также справки от судебного пристава об отсутствии имущества у гражданина, на которое может быть обращено взыскание.

Данные, предоставляемые гражданином при подаче заявления, проходят проверку в порядке межведомственного взаимодействия, то есть уполномоченные органы должны подтвердить или опровергнуть данные, представленные гражданином в заявлении. Когда вводился этот механизм, предполагалось, что он позволит сократить возможные злоупотребления со стороны заявителей — физических лиц при использовании процедуры внесудебного банкротства.

Вместе с тем, наоборот, участились случаи, при которых данные из справок, полученных от пенсионеров, впоследствии не подтверждались или расходились с данными, полученными в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе из-за того, что данные предоставлялись на разные даты. Кроме того, при решении вопроса о возбуждении процедуры внесудебного банкротства не учитывается возможное нахождение на вкладах (депозитах) физических лиц денежных средств.

В связи с этим законопроект предлагает установить единые сроки выдачи справок и получения информации и до­кумен­тов для целей подтверждения права на использование внесудебной процедуры банкротства. Кроме того, расширяется перечень информации, подлежащей размещению в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) в закрытом режиме. В частности, в открытом доступе не будут публиковаться паспортные данные гражданина, сведения о кредитных организациях, с которыми у него заключен договор банковского счета (вклада), указанных им в заявлении.

Для целей противодействия злоупотреблениям со стороны должников в процедуру внесудебного банкротства также включается Банк России, как орган, предоставляющий информацию об отсутствии у граждан иных доходов, кроме пенсии. Именно на него возлагается обязанность запросить у кредитных организаций сведения обо всех вкладах и счетах гражданина на предмет определения соблюдения условия отсутствия иных доходов.

Наиболее существенным изменением является установление приоритета достоверности справок перед данными из информационных систем. Сейчас, напротив, данные межведомственного взаимодействия имеют приоритет, и в случае наличия расхождений заявление возвращается гражданину.

В условиях добросовестного осуществления гражданами своих прав указанные изменения должны повысить прозрачность и доступность процедуры внесудебного банкротства, приближенной скорее к стандартизированной государственной услуге, при которой в случае предоставления определенного перечня документов гражданин вправе рассчитывать на гарантированный для него положительный результат.

Комментарий эксперта

Подготовленный министерством законопроект дополняет объем сведений, которые надлежит проверить при введении в отношении гражданина процедуры внесудебного банкротства с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.

Сейчас законом предусмотрена проверка оператором ЕФРСБ справок, представленных гражданином при подаче заявления о банкротстве. С 1 июля 2024 г. их проверка будет осуществляться в течение двух-трех рабочих дней с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. Если сведения в справках, представленных гражданином, недостоверны и он не отвечает критериям, при которых можно обращаться за внесудебным банкротством, то в течение одного рабочего дня заявление вернут.

В число организаций, которые подтверждают наличие задолженности, а также то, что ее безуспешно пытались взыскать, включены: ФНС, Социальный фонд России и Федеральная служба судебных приставов.

Однако законом не учтено, что кредиторы могут обращаться за взысканием непосредственно в кредитные организации, минуя Федеральную службу судебных приставов. Этот пробел исключается новым законопроектом.

Теперь оператор ЕФРСБ дополнительно будет обращаться в Банк России с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. А Банк России, в свою очередь, будет запрашивать сведения у кредитных организаций, предъявлялись ли исполнительные документы к счетам должника и возвращены ли исполнительные документы взыскателям на дату подачи заявления о внесудебном банкротстве.

Для ликвидации этого пробела при подаче заявления гражданином МФЦ осуществляет при публикации проекта сообщения о возбуждении дела о банкротстве в отношении гражданина (в закрытой части ЕФРСБ), также и список счетов гражданина в банках, которые он указал в своем заявлении.

Законопроектом предполагается, что в случае его принятия Банк России будет отвечать на запросы оператора ЕФРСБ, в том числе с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия, начиная с 1 июля 2025 г.

На практике внесение изменений в закон направлено на то, чтобы должник не мог списать долги, погашение которых происходит за счет денежных средств на счетах должника, если кредиторы направили исполнительный лист не судебным приставам, а напрямую на известные им счета должника. Такой способ часто используется кредиторами, так как Федеральная служба судебных приставов перегружена и сведения от них получить бывает затруднительно.

Комментарий эксперта

Законодатель идет по пути упрощения порядка подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, уменьшая количество документов, которые должны быть приложены к нему.

В частности, предлагается, что с 01.07.2025 сбор сведений о выданных не позднее чем за один год до даты обращения гражданина с заявлением во внесудебном порядке исполнительных документов имущественного характера, а также сведений о направлении их к исполнению и статуса их исполнения с помощью системы электронного взаимодействия будет централизован. Такой запрос будут направлять в Банк России, а не отдельно в каждую кредитную организацию. С указанием в нем информации о кредитных организациях, в которых у гражданина заключен договор банковского счета (вклада).

При поступлении такого запроса Банк России направит отдельные запросы в кредитную организацию (кредитные организации), о предоставлении соответствующих сведений в отношении заявителя дела о внесудебном банкротстве. После получения сведений от кредитных организаций Банк России в течение пяти рабочих дней предоставляет оператору ЕФРСБ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрошенные сведения.

Обязанность разработать более подробный порядок взаимодействия с кредитными организациями при направлении таких запросов возлагается на Банк России.

Комментарий эксперта

Данный законопроект в большей степени носит технический характер, направленный на совершенствование единой системы межведомственного электронного взаимодействия между МФЦ, ФНС, Федеральной службой судебных приставов и Социальным фондом России, а теперь и Банком России.

Предлагается, чтобы запросы также направлялись в Банк России, который при поступлении такого запроса будет направлять в кредитную организацию, с которой у гражданина заключен договор банковского счета (вклада), свой запрос о предоставлении сведений о том, соблюдаются ли в отношении гражданина условия для внесудебного банкротства в части исполнения исполнительных листов.

В случае если кредитная организация не подтверждает, что условия соблюдаются в отношении гражданина, Банк России направляет соответствующий запрос во все иные кредитные организации. Вероятно, такого рода изменения связаны с тем, что на основании ст. 8 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе самостоятельно предъявить исполнительный документ непосредственно в банк или иную кредитную организацию, минуя тем самым службу судебных приставов. В то же время при инициировании внесудебного банкротства необходима проверка исполнения по исполнительным листам, предъявленным напрямую в банки.

Именно с этим также связаны дополнения к п. 5.1 ст. 223.2 Закона о банкротстве, обязывающей гражданина раскрывать сведения о заключенных договорах банковского счета и вклада. Указанные сведения вместе с паспортными данными гражданина включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, однако в открытом доступе размещению не подлежат. Вступление в силу данного законопроекта предполагается с 1 июля 2025 г., что, опять же, связано с настройкой системы межведомственного электронного взаимодействия и сроков рассмотрения и принятия законопроекта.