На рассмотрение Госдумы представлены законопроект № 592829-8 с изменениями, касающимися учета затрат на оказание гуманитарной помощи, и законопроект № 590905-8, вводящий налог на объекты роскоши.
Затраты на оказание гуманитарной помощи
В соответствии с действующими нормами Налогового кодекса расходы, связанные с оказанием гуманитарной помощи, относятся к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы, что становится дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес.
В ответ на предложение по учету в целях налога на прибыль расходов на гуманитарную помощь ДНР и ЛНР Минфин России в письме от 06.06.2022 № 03‑07‑11/53356 указал, что положениями подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ уже предусмотрена возможность отнесения расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в состав внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и оснований для расширения перечня организаций, безвозмездная передача имущества которым учитывается в целях налогообложения прибыли, не имеется.
Однако вышеуказанная норма не решает проблему избыточной фискальной нагрузки на субъекты предпринимательства, оказывающие гуманитарную помощь участникам СВО и населению ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Во-первых, согласно этой норме гуманитарная помощь должна быть передана исключительно некоммерческим организациям. Между тем она зачастую передается напрямую в воинские части, добровольческие отряды, населению через органы местного самоуправления или объединениям граждан, не имеющих правового статуса общественного объединения. Во-вторых, указанные в подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы признаются лишь в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
В связи с этим предлагается п. 1 ст. 265 НК РФ дополнить новым подпунктом 19.11. Им предусматривается, что расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного населению и организациям, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг в рамках оказания гуманитарной помощи в районах проведения СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с 24 февраля 2022 г., а также расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи включаются в состав внереализационных расходов в размере, не превышающем 10% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Для подтверждения обоснованности и документального подтверждения вышеуказанных расходов в налоговые органы представляются:
-
копии первичных учетных документов, подтверждающих приобретение имущества;
-
копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих транспортировку имущества в пункт назначения;
-
акт приема-передачи.
Также предлагается дополнить п. 1 ст. 346.16 НК РФ новым подп. 23.2, содержащим аналогичные положения для налогоплательщиков, применяющих УСН.
Налог на объекты роскоши
Предлагается ввести в Налоговый кодекс новую главу 25.5 «Налог на объекты роскоши». Данный налог будет федеральным. Плательщиками налога станут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие на праве собственности дорогим имуществом (жилье, выделенные под индивидуальное жилищное строительство земельные участки, незавершенные жилые объекты по истечении трехлетнего срока строительства стоимостью от 1 млрд руб., автомобили стоимостью от 20 млн руб. и выше, пассажирские морские, речные и воздушные суда (самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера) стоимостью от 50 млн руб. и выше).
Не будут признаваться объектами налогообложения: имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; общее имущество в многоквартирном доме; отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки; находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки, строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности; транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда организаций и предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины и другая сельскохозяйственная техника; самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы; строительная техника.
Налоговую базу предлагается определять как стоимость имущества, исчисленную исходя из рыночных цен.
Налоговым периодом по налогу на объекты роскоши будет календарный год. В отношении транспортных средств, морских, речных и воздушных судов налог на объекты роскоши планируется уплачивать один раз при приобретении права собственности. А по жилой недвижимости и земельным участкам, являющимся объектом налогообложения, налог на объекты роскоши предлагается уплачивать ежегодно.
Ставки налога устанавливаются в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения. Так, по жилью, земельным участкам для ИЖС, незавершенным жилым объектам ставка составит:
-
0,3% при стоимости имущества от 1 до 2 млрд руб.;
-
0,6% при стоимости от 2 до 3 млрд руб.;
-
0,9% при стоимости от 3 до 5 млрд руб.;
-
1,2% при стоимости свыше 5 млрд руб.
По автомобилям налог будет исчисляться в размере:
-
1% при стоимости от 20 до 30 млн руб.;
-
2% при стоимости от 30 до 50 млн руб.;
-
3% при стоимости от 50 до 100 млн руб.;
-
4% при стоимости свыше 100 млн руб.
По пассажирским морским, речным и воздушным судам ставка составит:
-
1% при стоимости от 50 до 70 млн руб.;
-
2% при стоимости от 70 до 100 млн руб.;
-
3% при стоимости от 100 до 300 млн руб.;
-
4% при стоимости свыше 300 млн руб.
Исчислять налог на объекты роскоши будут налоговые органы. А уплачивать налог нужно будет на основании налогового уведомления.
Вступление поправок в силу планируется с 1 января 2025 г.