В постановлении от 28.02.2024 № Ф10-45/2024 по делу № А68-11420/2021 АС Центрального округа разобрался с тем, как следует квалифицировать непредставление запрошенных налоговиками документов вне рамок налоговой проверки — по п. 1 ст. 129.1 НК РФ или по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Суть дела
Налоговики вне рамок налоговых проверок в соответствии со ст. 93.1 НК РФ направили компании требование о представлении документов относительно конкретной сделки. Компания отказалась их представлять, сославшись на отсутствие законных оснований для этого, поскольку документы истребованы не по конкретной сделке, а по всем сделкам за три налоговых периода. Вместе с тем право истребования документов, касающихся всей деятельности контрагента, у налогового органа отсутствует. Таким образом, налоговый орган при истребовании документов вышел за пределы своих полномочий. Налоговики привлекли компанию к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Компания с этим не согласилась. По ее мнению, действующее законодательство предусматривает самостоятельные составы налогового правонарушения в случае непредставления документов и непредставления информации. У компании были истребованы документы, при этом какая-либо информация у нее не запрашивалась, в связи с чем законные основания для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ отсутствуют.
Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания обратилась в суд с требованием о признании решения налоговиков недействительным.
Решения судов
Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону налоговиков. Они указали, что НК РФ не установлено четких критериев видов истребуемых документов (информации). Информация является более широким понятием, чем документ. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе в виде текста. Таким образом, информация может быть получена, в том числе путем предоставления документов, которые являются ее источником. Истребуемые налоговым органом сведения могут содержаться как в документах, так и в информации.
Неправомерное не сообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Таким образом, в случае истребования документов (информации) на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ относительно конкретной сделки вне рамок проведения проверок лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ (Определение Верховного суда РФ от 14.12.2020 № 309-ЭС20-21043 по делу № А50-589/2020).
Кассационный суд с позицией судов первой и апелляционной инстанций не согласился. В силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых в соответствии с указанной статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Как уже было отмечено, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность (ст. 129.1 НК РФ). В требовании содержится указание на представление именно документов, при этом в нем нет указания на истребование какой-либо информации в отношении проверяемой сделки.
Таким образом, поскольку налоговым органом запрашивались именно документы и в решении установлено непредставление именно документов, совершенное компанией налоговое правонарушение неверно квалифицированно по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. В этом случае непредставление компанией документов относительно конкретной сделки следовало квалифицировать по п. 1 ст. 126 НК РФ. Неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания недействительным решения налогового органа в части привлечения к ответственности. В результате кассационный суд удовлетворил требование компании.