Как налоговики будут проверять применение ККТ в 2024 г.

| статьи | печать

В письме от 11.04.2024 № Д-5-20/55@ ФНС России поручила своим управлениям по субъектам РФ организовать в 2024 г. проведение профилактических и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки, и указала на особенности проведения таких мероприятий.

В 2024 г. налоговики могут проводить профилактические мероприятия, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (в виде документарной и выездной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. В случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований незамедлительно проводится контрольная закупка. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Профилактические мероприятия

Перечень профилактических мероприятий, которые проводят налоговые органы, приведен в п. 11 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272, и включает в себя:

  • информирование;

  • обобщение правоприменительной практики;

  • объявление предостережения;

  • консультирование.

В комментируемом письме ФНС России указала на особенности проведения профилактических визитов и объявления предостережений в 2024 г.

Профилактический визит

Сотрудники территориальных налоговых органов инициируют проведение профилактического визита в случае выявления при контрольных (надзорных) мероприятиях без взаимодействия с контролируемым лицом нарушений обязательных требований законодательства о применении ККТ.

Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Профилактический визит также обязательно проводится при первичной регистрации ККТ.

О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления. Уведомление может быть вручено и в момент первоначальной регистрации ККТ, но не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом территориальный налоговый орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Если контролируемое лицо так и не получило уведомление, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ЕРКНМ), в качестве причины непроведения профилактического визита будет указано: «Отказ контролируемого лица иным способом».

Объявление предостережений

Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований объявляется при наличии у налогового органа сведений:

  • о готовящихся нарушениях обязательных требований;

  • о признаках нарушений обязательных требований;

  • о признаках нарушений обязательных требований в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

  • о выявленных по результатам наблюдения фактов причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования законодательства о применении ККТ, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо может представить возражения на предостережение. В этом случае налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты получения возражения принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения тем же способом, которым направлено возражение.

Документарные и выездные проверки

Для проведения в 2024 г. документарной или выездной проверки необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • контролируемое лицо не является мобилизованным или аккредитованной ИТ-компанией;

  • у контролируемого лица отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;

  • сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

В 2024 г. внеплановые проверки проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.

По результатам проверки принимается решение в части выдачи контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.

В ЕРКНМ размещаются сведения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также отражаются: дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений, дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования, сведения о предписании об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушенные обязательные требования и нормативные акты, предусматривающие обязательные требования, а также срок исполнения предписания.

Контроль исполнения предписаний

По истечении срока исполнения предписания, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным предписанием, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований налоговики оценивают исполнение предписания на основании представленных документов и сведений, полученной информации.

Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, невозможно сделать вывод об исполнении предписания, налоговики оценивают исполнение предписания путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом.

По вопросу о возможности привлечения контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания налоговые органы будут учитывать позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 29.01.2024 № Д24и-2375. Согласно ей привлечение контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания допускается без проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием при наличии достаточных сведений, позволяющих сделать обоснованный вывод о таком неисполнении.

В комментируемом письме ФНС России указала, что налоговые органы имеют возможность в большинстве случаев оценить факт исполнения или неисполнения предписания без проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований. Например, при установлении факта неприменения ККТ при фактическом отсутствии самой ККТ налоговые органы проверяют исполнение вынесенного предписания на основании сведений о регистрации ККТ и наличия чека коррекции на сумму неприменения.

Если налоговым органом на основании имеющихся сведений и представленных контролируемым лицом документов оценено исполнение предписания и подтверждено исполнение такого предписания, составляется акт наблюдения за соблюдением обязательных требований, в котором отражаются соответствующие сведения. Если же установлено неисполнение предписания, то в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.

В целях оценки исполнения предписания налоговые органы могут инициировать проведение контрольной закупки, документарной или выездной проверки. Если по итогам этих контрольных мероприятий налоговым органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения. Кроме того, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение первого предписания для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.

Контрольная закупка

В 2024 г. для проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в виде выездного обследования необходимо соответствие контролируемого лица следующим критериям:

  • оно не является мобилизованным или аккредитованной ИТ-компанией;

  • не имеет зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяет ее в установленных случаях либо нарушает порядок и условия регистрации и применения ККТ.

Территориальным налоговым органам рекомендуется самостоятельно принимать решения о проведении предварительного профилактического мероприятия перед выездным обследованием, в результате которого возможно проведение контрольной закупки. Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку. Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, налоговый орган приступает к проведению контрольной закупки незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля.

Информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки. Решение о проведении контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, формировать после проведения контрольной закупки и размещать образ такого решения в ЕРКНМ не требуется.

По результатам проведения контрольной закупки контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения. А если были выявлены признаки преступления или административного правонарушения, выносится решение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Контроль при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований

В 2024 г. выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований является основанием для инициирования внепланового контрольного (надзорного) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры. Перечень индикаторов риска утвержден приказом Минфина России от 06.06.2023 № 88н (см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 28, 2023).

Если должностным лицом налогового органа выявляются параметры деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, он составляет мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

По результатам рассмотрения мотивированного представления принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (документарная или выездная проверка, а также контрольная закупка).

Оценка эффективности контрольной работы

В целях оценки деятельности территориальных налоговых органов в части обеспечения применения ККТ хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ, введен показатель, характеризующий эффективность работы налоговых органов по контролю за применением ККТ.

ФНС России отдельными поручениями будет доводить до территориальных налоговых органов перечни торговых точек, в деятельности которых усматриваются риски нарушения законодательства о применении ККТ, для рассмотрения вопроса о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме того, для расчета показателя эффективности работы будут учитываться результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в отношении объектов общепита, отнесенных к рисковой зоне.