В постановлении от 27.04.2024 № 22-П Конституционный суд РФ разъяснил, по какой статье нужно увольнять работника при его отказе от продолжения работы на ином рабочем месте, расположенном в другой местности, и при отсутствии у работодателя возможности предоставить ему другую работу в той же местности.
Суть дела
Прописанное в трудовом договоре рабочее место работника располагалось не в месте расположения работодателя, а в другом городе.
В связи со структурной реорганизацией у компании отпала необходимость в рабочем месте в том городе, где трудился работник. Он был уведомлен, что его рабочее место теперь будет располагаться в месте расположения работодателя. В случае согласия на продолжение работы в новых условиях работнику было предложено подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор.
Поскольку работник с изменением расположения рабочего места не согласился, а иных вакансий в местности, где трудился работник, у компании не было, он был уволен по п. 7 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
Работник посчитал увольнение незаконным и обратился в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций сочли увольнение законным. Они исходили из того, что изменение места выполнения работником возложенных на него должностных обязанностей было необходимо в целях обеспечения эффективной деятельности компании и оптимизации ее работы по месту нахождения. При этом численность работников компании осталась прежней, а должность работника сохранялась в штатном расписании.
Судья Верховного суда РФ поддержал решение судов и отказал в передаче дела в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ.
Тогда работник обратился в Конституционный суд РФ с жалобой на неконституционность положений ст. 74 и п. 7 ст. 77 ТК РФ. По его мнению, данные положения по смыслу, приданному им судебным толкованием, служат основанием для изменения по инициативе работодателя без согласия работника определенного сторонами условия трудового договора о рабочем месте с указанием местности, в которой оно расположено, а также для решения возникшего в связи с данными обстоятельствами вопроса об увольнении работника в случае его отказа от продолжения работы в другой местности.
Вердикт Конституционного суда
Конституционный суд РФ указал, что включение в трудовой договор условия о рабочем месте не является обязательным, но возможно исключительно как результат согласованного волеизъявления его сторон. При этом если условие о рабочем месте было включено по соглашению сторон в трудовой договор, то последующее изменение данного условия возможно, по общему правилу, только по соглашению его сторон, заключенному в письменной форме.
Статья 74 ТК РФ, устанавливая, по сути, исключение из общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению его сторон, не отменяет необходимости применения и иных норм, имеющих общий характер действия и устанавливающих универсальные правила перевода работника на другую работу. В порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, работодателем не могут быть изменены не только трудовая функция работника (должность, специальность, профессия или квалификация, конкретный вид порученной работнику работы), но и условие трудового договора, определяющее структурное подразделение, в котором работает работник (постановление Конституционного суда РФ от 20.01.2022 № 3-П).
Изменение рабочего места на иное, расположенное в другой местности, неизбежно связано для работника с целым рядом организационных трудностей и финансовых затрат, обусловленных необходимостью переезда, перевоза имущества, смены места жительства и обустройства на новом месте. В тех случаях, когда изменение рабочего места сопровождается изменением местности (населенного пункта), в которой должно осуществляться исполнение трудовых обязанностей, оно не может быть произведено без согласия работника. Иначе допускалось бы осуществление исключительно в интересах работодателя изменения жизненного уклада работника, затрагивающего важные сферы его существования.
Более того, предоставление работодателю права изменять без согласия работника условие трудового договора о его рабочем месте в случае, когда новое рабочее место расположено хотя и по месту нахождения работодателя, но тем не менее в иной местности по отношению к той, где работник выполнял свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, не только нивелировало бы смысл и целевое предназначение законодательных норм, ограничивающих возможности работодателя по изменению условий трудового договора, но и влекло бы за собой выходящее за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемление конституционного права каждого на свободное распоряжение своими способностями к труду.
В силу этого ст. 74 и п. 7 ст. 77 ТК РФ не предполагают изменения работодателем в одностороннем порядке определенного сторонами условия трудового договора о рабочем месте работника, если при этом меняется местность, в которой должна осуществляться его трудовая деятельность. Такое изменение, как затрагивающее конституционно значимые интересы работника, может осуществляться лишь с его письменного согласия.
Между тем отсутствие согласия работника на изменение условия трудового договора о его рабочем месте в случае, когда по причинам, указанным в ст. 74 ТК РФ, прежнее условие трудового договора о рабочем месте работника не может быть сохранено, влечет за собой невозможность продолжения трудовых отношений с ним, а значит, и расторжение трудового договора. Однако при этом недопустимо увольнение работника, отказавшегося от продолжения работы в другой местности, без предоставления ему гарантий, направленных на смягчение негативных последствий, наступающих для гражданина в результате потери работы.
Действующее трудовое законодательство не предусматривает специального основания увольнения работника в случае его отказа от продолжения трудовой деятельности на новом рабочем месте, если оно расположено в другой местности, при том, что сам работодатель в другую местность не перемещается. Вместе с тем, если у работодателя отпадает необходимость в продолжении выполнения конкретным работником работы, предусмотренной трудовым договором, именно в данной местности, то в основе увольнения работника в случае его отказа от переезда в другую местность лежит объективная невозможность предоставления ему работы на прежнем рабочем месте, определенном заключенным с ним трудовым договором. При этом, хотя должность работника и не сокращается, он тем не менее фактически оказывается в положении, схожем с положением работника филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, деятельность которого прекращается. Соответственно, в силу конституционного принципа равенства при отказе работника от продолжения работы на ином рабочем месте, расположенном в другой местности, его увольнение, при отсутствии у работодателя возможности предоставить ему другую работу в той же местности, должно осуществляться по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации, то есть по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 81 ТК РФ, с предоставлением работнику соответствующих гарантий.