Предложения по корректировке налоговой системы обрели конкретную форму

| статьи | печать

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 639663-8 с поправками в Налоговый кодекс, направленными на комплексное изменение параметров налоговой системы на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики. Рассмотрим основные изменения, затрагивающие большинство налогоплательщиков.

Предполагаемая дата рассмотрения законопроекта Госдумой — 20 июня 2024 г. В случае принятия законопроекта в качестве закона предлагаемые в нем поправки, за исключением отдельных положений, должны будут вступить в силу с 1 января 2025 г.

Прогрессивная шкала НДФЛ

Предлагается ввести пять налоговых ставок по НДФЛ в зависимости от размера получаемого дохода.

Согласно новой редакции п. 1 ст. 224 НК РФ размер ставок составит:

  • 13% — при годовом доходе, не превышающем 2,4 млн руб. (не более 200 000 руб. в месяц);

  • 312 000 руб. + 15% с суммы превышения 2,4 млн руб. — при годовом доходе свыше 2,4 млн руб. до 5 млн руб. включительно;

  • 702 000 руб. + 18% с суммы превышения 5 млн руб. — при годовом доходе свыше 5 млн руб. до 20 млн руб. включительно;

  • 3,402 млн руб. + 20% с суммы превышения 20 млн руб. — при годовом доходе свыше 20 млн руб. до 50 млн руб. включительно;

  • 9,402 млн руб. + 22% с суммы превышения 50 млн руб. — при годовом доходе свыше 50 млн руб.

По этим ставкам будут облагаться доходы по основной налоговой базе, а также доходы:

  • в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • полученные участниками инвестиционного товарищества;

  • в виде сумм прибыли КИК (в том числе фиксированной прибыли КИК);

  • по операциям с ЦФА и (или) ЦП, включающими одновременно ЦФА и утилитарные ЦП, за исключением выплат, не связанных с выкупом ЦФА, в случае, если решением о выпуске таких ЦФА предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие ЦФА.

Такие же налоговые ставки новой редакцией п. 3.1 ст. 224 НК РФ предусматриваются для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в отношении доходов, указанных в абз. 3—7 и 10 п. 3 ст. 224 НК РФ (доходы от трудовой деятельности на основании патента, в качестве высококвалифицированного специалиста, участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, беженцев, членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, выплаты дистанционным работникам, вознаграждение в интернете в российской доменной зоне).

Доходы нерезидентов в виде процентов по вкладам в банках на территории РФ будут облагаться по ставке 15% (новая редакция абз. 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Для доходов, указанных в п. 6 ст. 210 НК РФ, размеры ставок составят:

  • 13% — если они не превысили 2,4 млн руб.;

  • 312 000 руб. + 15% с суммы превышения 2,4 млн руб. — при годовом доходе свыше 2,4 млн руб.

  • Речь в п. 6 ст. 210 НК РФ идет о доходах налоговых резидентов РФ:

  • от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем;

  • в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;

  • в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов;

  • по операциям с ЦФА в виде выплат, не связанных с выкупом ЦФА в случае, если решением о выпуске таких ЦФА предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие ЦФА;

  • по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, указанных в п. 17.2 и 17.2-1 ст. 217 НК РФ;

  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • по операциям займа ценными бумагами;

  • в виде процентов по вкладам в банках на территории РФ.

По специальным ставкам будут облагаться доходы в виде денежного довольствия и иных дополнительных денежных выплат, получаемых в соответствии с законодательством РФ, при условии, что такие доходы непосредственно связаны с участием в СВО. Перечень налогоплательщиков, получающих эти доходы, приводится в новом п. 6.1 ст. 210 НК РФ. Для таких доходов ставка НДФЛ составит:

  • 13%, если они не превысили 5 млн руб.;

  • 650 000 руб. + 15% с суммы превышения 5 млн руб. (новый п. 1.2 ст. 224 НК РФ).

Вычеты по НДФЛ

Стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода планируется распространить на лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне», соответствующие их возрастной группе, и награжденных знаком отличия, а также на лиц, подтвердивших полученный знак отличия. Указанный вычет будет предоставляться с 1 января календарного года, в котором произошло награждение соответствующим знаком отличия или его подтверждение, в течение 12 следующих подряд месяцев при условии прохождения налогоплательщиком диспансеризации в соответствующем календарном году. Налоговый агент вправе будет применить налоговый вычет единовременно в сумме за весь налоговый период в любом месяце такого периода, но не ранее месяца подтверждения налогоплательщиком права на указанный налоговый вычет (новый абзац подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Увеличивается размер вычета на детей, установленный подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ:

  • на второго ребенка — с 1400 руб. до 2800 руб.;

  • на третьего и каждого последующего ребенка — с 3000 руб. до 6000 руб.

Также повышается предельный уровень дохода, по достижении которого вычет на детей не предоставляется — с 350 000 руб. до 450 000 руб.

В новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ устанавливается, что налоговый вычет на детей предоставляется налоговым агентом, являющимся работодателем налогоплательщика, без подачи заявления при наличии у налогового агента сведений о детях, находящихся на обеспечении налогоплательщика. При получении у налогового агента — работодателя вычета впервые, налогоплательщик вправе представить налоговому агенту документы, подтверждающие группу или категорию инвалидности, недееспособность, прохождение обучения, возраст, а также иные документы, подтверждающие право на данный налоговый вычет. Он также обязан проинформировать налогового агента об изменении оснований для получения налогового вычета с их документальным подтверждением (при наличии).

Пункт 4 ст. 218 НК РФ дополняется положением о том, что, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику были предоставлены одним или несколькими налоговыми агентами в большем размере, чем предусмотрено, по окончании налогового периода налогоплательщик уплачивает соответствующую сумму налога на основании налогового уведомления об уплате налога.

Прочие поправки по НДФЛ

Планируется установить, что за налоговые периоды начиная с налогового периода 2025 г. фиксированная сумма прибыли КИК устанавливается в следующих размерах:

  • если налогоплательщик, перешедший на уплату налога с фиксированной прибыли, является контролирующим лицом одной КИК, — 27,99 млн руб.;

  • если указанный налогоплательщик является контролирующим лицом двух КИК, — 52,718 млн руб.;

  • если указанный налогоплательщик является контролирующим лицом трех и более КИК, указанная в предыдущем абзаце сумма фиксированной прибыли увеличивается на 22,7273 млн руб. за каждую последующую КИК, начиная с третьей (новая редакция п. 2 ст. 227.2 НК РФ).

Вводится ограничение на применение освобождения от налогообложения, предусмотренного п. 17.2 и 17.2-1 ст. 217 НК РФ при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале. Освобождение не будет применяться, если соответствующие доходы превышают 50 млн руб. за налоговый период.

Субъектам РФ хотят предоставить право увеличивать с 0,7 до 1 понижающий коэффициент, применяемый в целях нало­го­обложения доходов от продажи недвижимого имущества (новый п. 9 ст. 214.10 НК РФ).

Налог на прибыль

В связи с отказом от взимания с 1 января 2025 г. «курсовых» экспортных пошлин ставку налога на прибыль планируется увеличить с 20 до 25%. При этом в федеральный бюджет будет зачисляться 7%, а с 2025 г. по 2030 г. — 8% (новая редакция п. 1 ст. 284 НК РФ).

Для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, на 2025 — 2027 г. ставка налога на прибыль в федеральный бюджет увеличивается с 0 до 5%, а региональный бюджет остается нулевой (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

Вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет (новая ст. 286.2 НК РФ). Он не может превышать 50% от суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства, и (или) суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость амортизируемого нематериального актива, и (или) суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства или нематериального актива в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ (за исключением расходов на частичную ликвидацию), в совокупности. Категории налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет, категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется данный вычет, порядок и условия применения федерального инвестиционного налогового вычета, порядок определения его величины устанавливаются Правительством РФ.

С 1,5 до 2 увеличиваются:

  • коэффициент, с применением которого учитываются расходы на формирование первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, либо включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством РФ, а также расходы на формирование первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (новые редакции п. 1 и 3 ст. 257 НК РФ);

  • повышающий коэффициент, применяемый к расходам на НИОКР по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством РФ (новая редакция п. 7 ст. 262 НК РФ);

  • коэффициент, с применением которого учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (новая редакция подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

УСН

Как указано в пояснительной записке, изменения по УСН направлены на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения.

Согласно предлагаемым поправкам лица, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС. Положения п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ о том, что организации и предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, утрачивают силу.

Для освобождения от НДС упрощенцам, так же как и другим налогоплательщикам, нужно будет подавать уведомление об использовании права на освобождение от НДС. Получить право на освобождение лица, применяющие УСН, могут в двух случаях:

  • при переходе на УСН;

  • если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов не превысила 60 млн руб. (новая редакция п. 1 ст. 145 НК РФ).

Получив право на освобождение от НДС, лица, применяющие УСН, не смогут отказаться от этого права в дальнейшем, за исключением случая потери права на освобождение от НДС в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ. Согласно новой редакции п. 5 ст. 145 НК РФ, если в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов превысила 60 млн руб., право на освобождение от НДС утрачивается начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение.

Для упрощенцев устанавливаются ставки НДС 5 и 7% (новый п. 8 ст. 164 НК РФ). Ставка 5% будет применяться в случае выполнения одного из следующих условий:

  • если организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН в календарном году налогового периода и не реализует право на освобождение от НДС, либо организацией или индивидуальным предпринимателем утрачено право на применение освобождения от НДС в календарном году налогового периода;

  • если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов не превысила в совокупности 250 млн руб. Если в течение налогового периода сумма доходов превысит эту величину, право на применение ставки НДС 5% утрачивается с с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение.

Ставка НДС 7% будет применяться:

  • если организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН в календарном году налогового периода и не реализует право на освобождение от НДС, либо утрачено право на освобождение от НДС в календарном году налогового периода, либо организация или индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение ставки НДС 5% в календарном году налогового периода;

  • если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов, не превысила в совокупности 450 млн руб.

При превышении в налоговом периоде по УСН суммы доходов свыше 450 млн руб. с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение, утрачивается право на применение ставок НДС 5 и 7%.

Для применения ставки НДС 5 или 7% нужно будет представить в налоговый орган по месту своего учета заявление с указанием размера ставки не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом по НДС, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель применяет соответствующие налоговые ставки. Выбранную ставку нужно будет применять непрерывно в течение двенадцати налоговых периодов по НДС, за исключением случаев, когда утрачено право на применение указанных ставок или утрачено право на применение УСН.

При переходе на УСН и применении ставок НДС 5 или 7% суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, нужно будет восстановить в первом налоговом периоде, начиная с которого операции по реализации, а также передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг для собственных нужд) подлежат налогообложению НДС по ставкам 5 или 7% (новая редакция подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Согласно новому п. 5.2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявленные упрощенцу, применяющему ставки НДС 5 или 7%, вычету не подлежат. Они не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе расходов в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в случае, если объектом налогообложения по УСН являются доходы, уменьшенные на величину расходов).

Изменяются лимиты для перехода на УСН и для применения данного спецрежима, а именно:

  • с 112,5 млн руб. до 337,5 млн руб. увеличивается порог доходов для перехода на УСН (новая редакция п. 2 ст. 346.12 НК РФ);

  • предельная численность работников для применения УСН увеличивается со 100 до 130 человек, а также убирается возможность ее превышения (новая редакция подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

  • размер остаточной стоимости основных средств для применения УСН увеличивается со 150 млн руб. до 200 млн руб., и вводится положение об индексации величины остаточной стоимости основных средств в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ (новая редакция подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

  • порог доходов на УСН увеличивается с 200 млн руб. до 450 млн руб. Эта величина также будет индексироваться в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ (новая редакция п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

На ­УСН останутся только базовые ставки 6% (при выборе объекта налогообложения «доходы») и 15% (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»). Пункты 1.1 и 2.1 ст. 346.20 НК РФ, устанавливающие повышенные ставки по УСН 8 и 20%, утратят силу.

Также утратят силу п. 5 и 6 ст. 346.25 НК РФ, устанавливавшие правила принятия к вычету НДС при переходе с общей системы налогообложения на УСН и обратно.

Имущественные налоги

Новым п. 1.3 ст. 380 НК РФ вводится положение, что в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,5%.

Устанавливается, что в отношении земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб. нельзя применять ставку земельного налога 0,3% (новая редакция подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., будут облагаться налогом на имущество физических лиц по ставке 2,5% (новый подп. 2.1 п. 2 ст. 406 НК РФ). Напомним, что сейчас такие объекты облагаются по ставке 2%.

Страховые взносы

В целях стимулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях предлагается ввести с 2025 г. единый пониженный размер страховых взносов в размере 7,6% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (новый п. 2.5 ст. 427 НК РФ).

Этот пониженный тариф согласно новому п. 13.2 ст. 427 НК РФ смогут применять субъекты малого и среднего предпринимательства, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», основным видом экономической деятельности которых является один из видов экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» ОКВЭД (за исключением производства напитков, производства табачных изделий, производства кокса и нефтепродуктов, производства металлургического) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, при выполнении ими следующих условий:

  • указание соответствующего вида экономической деятельности в качестве основного вида экономической деятельности в ЕГРЮЛ либо ЕГРП;

  • по итогам календарного года, предшествующего году перехода плательщика на уплату страховых взносов по единому пониженному тарифу страховых взносов, предусмотренному п. 2.5 ст. 427 НК РФ, а также по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.2 НК РФ, не менее 70% составляют доходы от осуществления основного вида экономической деятельности.

В случае несоответствия плательщика условиям, установленным п. 13.2 ст. 427 НК РФ, такой плательщик будет лишаться права на применение единого пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного п. 2.5 ст. 427 НК РФ, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.