Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 28.05.2024 № 88-8942/2024 разобрался с тем, можно ли отменить приказ об увольнении после того, как работник был ознакомлен с приказом об увольнении и ему отдали трудовую книжку.
Суть дела
Работник компании был уволен 23 мая по п. 5 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Утром 23 мая в 10:00 работника ознакомили с приказом об увольнении и вручили трудовую книжку. Он продолжил трудиться до 14:40, а затем почувствовал себя плохо и уехал домой в другой город.
В этот же день, 23 мая, работодатель отменил приказ об увольнении работника в связи с установлением факта ошибочности его принятия (не был соблюден порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренный ст. 373 ТК РФ). Поскольку работника уже не было на рабочем месте, ему по телефону сообщили об отмене приказа об увольнении, о продолжении трудовых отношений и необходимости приступить к работе. В ответ работник потребовал направить ему приказ об отмене увольнения по почте. На работу он так и не вышел, и с 30 мая по 24 июня находился на больничном. А с 2 августа утроился на работу к другому работодателю.
Работник полагал себя уволенным, поскольку он был ознакомлен с приказом об увольнении и ему отдали трудовую книжку. Приказ об отмене увольнения он получил уже после увольнения. По мнению работника, когда применено такое дисциплинарное взыскание, как увольнение, трудовые отношения прекратились, и закон не предоставляет работодателю права совершать какие-либо юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия. Поэтому действия работодателя, в одностороннем порядке восстанавливающие трудовые отношения с работником путем отмены приказа об увольнении, юридического значения не имеют.
Работник обратился в суд с требованием о признании незаконным увольнения по п. 5 ст. 81 ТК РФ, изменении формулировки увольнения на п. 3 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию) и даты увольнения с 29 мая на 1 августа, а также взыскании компенсации за время вынужденного прогула.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали работнику в удовлетворении заявленных им требований. Они указали, что процедура оформления прекращения трудовых отношений носит сложный характер и не ограничивается только формальным принятием самого приказа о прекращении трудового договора, являющегося основанием для внесения записи в трудовую книжку работника. О завершении трудовых отношений с работником и реализации приказа о прекращении трудового договора свидетельствует осуществление расчета при увольнении с работником, направление сведений о трудовой деятельности в отделение социального фонда, прекращение ведения учета рабочего времени в отношении работника и иные факторы, при этом день увольнения является последним днем работы.
В данном случае приказы об увольнении и об отмене увольнения приняты в один день, 29 мая, который являлся для работника последним днем работы. Ознакомление с приказом об увольнении и выдача трудовой книжки с записью об увольнении на основании данного приказа произведены по адресу нахождения работодателя в первой половине рабочего дня 29 мая, тогда как работник должен был доработать полную рабочую смену 29 мая непосредственно на своем рабочем месте. В связи с отменой приказа об увольнении в этот же день до окончания рабочего дня для работника фактические трудовые отношения прекращены не были, при этом работодателем представлены доказательства принятия всех возможных мер об отмене приказа об увольнении и продолжении трудовых отношений. На работника велся табель учета рабочего времени, ему был оплачен в соответствии с графиком отпуск в июне. Компенсация за отпуск, рассчитываемая при увольнении, начислена и выплачена работнику не была. Напротив, ему было произведено начисление оплаты временной нетрудоспособности и отпускных. Сведения в СФР о прекращении с работником трудовых отношений 29 мая не направлялись и не отражались.
Суды отклонили доводы работника о необоснованном совершении работодателем в одностороннем порядке действий об отмене приказа об увольнении. Они указали, что трудовое законодательство не содержит прямого запрета на отмену работодателем своего же приказа (по аналогии с любым приказом в период трудовых отношений) до истечения последнего рабочего дня работника, поскольку вплоть до окончания последнего рабочего дня стороны считаются состоящими в трудовых отношениях. Отмена приказа об увольнении либо внесение в него в одностороннем порядке каких-либо изменений невозможны на следующий день после прекращения трудовых отношений либо позднее, поскольку именно со следующего дня после прекращения трудовых отношений (увольнения работника) стороны трудовыми отношениями не связаны.