Опубликован закон с очередными поправками в Налоговый кодекс

| статьи | печать

Президент РФ подписал Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ с поправками в первую и вторую части НК РФ, направленными на реализацию основных направлений налоговой политики. Рассмотрим основные положения данного закона в части налогового администрирования, НДС, НДФЛ, налога на прибыль, спецрежимов и страховых взносов.

Изменения в первой части НК РФ

До конца 2028 г. продлены установленные п. 3 ст. 4 НК РФ полномочия Правительства РФ. Речь идет о приостановлении, отмене или переносе на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продлении срока уплаты налогов, сборов и страховых взносов, сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности, установлении дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных полномочиях, указанных в п. 3 ст. 4 НК РФ.

С 1 января 2026 г. упраздняются свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Документом, подтверждающим постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, станет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков, содержащая сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе организации или физического лица по соответствующему основанию, установленному Налоговым кодексом. Документами, подтверждающими постановку на учет в налоговом органе, также будут выписка из ЕГРЮЛ, сведения о постановке на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение, выписка из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, выписка из ЕГРИП (новая редакция п. 2 ст. 11 НК РФ).

С 1 января 2025 г. п. 1 ст. 58 НК РФ дополняется положением о том, что уплата страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности осуществляется не в качестве единого налогового платежа.

В новой редакции подп. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ устанавливается, что обязанность по уплате налога будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств не в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате туристического налога, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности. А единым налоговым платежом будут признаваться суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете, в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм туристического налога, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности в размере излишне уплаченной суммы налога (страхового взноса) (новая редакция подп. 5 п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

С 8 сентября 2024 г. меняется порядок формирования совокупной обязанности на основе решений по проверкам сделок между взаимозависимыми лицами. Она будет формироваться не со дня вступления в силу судебного акта, как сейчас, а со дня вступления в силу решения по проверке (новые редакции подп. 9 и 10 п. 5 ст. 11.3 НК РФ). Также с этой же даты утратит силу подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ, согласно которому взыскание задолженности по результатам проверки сделок между взаимозависимыми лицами производится в судебном порядке.

С 4 февраля 2025 г. утратят силу положения п. 5.1 ст. 23 НК РФ об обязанности лица, представляющего декларации в электронной форме, передавать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме документов. Также с этой же даты утратит силу подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, согласно которому могли быть приостановлены операции по счетам в банках налогоплательщика, не исполнившего обязанность, установленную п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

А с 1 января 2026 г. в п. 4 ст. 31 НК РФ вводится положение о том, что в случае направления налоговым органом налогоплательщику, обязанному представлять декларации в электронной форме, документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота датой его получения считается шестой день со дня направления такого документа, указанного в подтверждении даты отправки электронного документа. Подтверждение даты отправки электронного документа направляется оператором электронного документооборота в налоговый орган не позднее дня, следующего за днем направления документа налогоплательщику.

С 8 сентября 2024 г. уточняются положения ст. 46 и 48 НК РФ. Так, пункт 4 ст. 46 НК РФ дополняется положением о том, что решение о взыскании может приниматься после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при наличии на день такой регистрации неисполненного требования об уплате задолженности. В пункте 1 ст. 46 НК РФ устанавливается, что в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, нельзя обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика, в части сумм денежных средств, право собственности на которые не принадлежит владельцу соответствующего счета и на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета. Об этом же сказано и в новой редакции п. 7 ст. 48 НК РФ. В пункте 2 ст. 48 НК РФ теперь четко прописан порядок направления налогоплательщику — физическому лицу решения о взыскании задолженности. Оно направляется через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть направлено через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае невозможности направления указанного решения такими способами оно направляется по почте заказным письмом.

С 8 сентября 2024 г. со 100 до 300 руб. увеличивается лимит исчисленной налоговым органом общей суммы налогов, при котором налоговое уведомление не направляется налогоплательщику (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ).

С этой же даты у налоговиков появится право устанавливать дополнительные требования к поручителю и имуществу, которое может быть предметом залога, для целей предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита (новый п. 7.1 ст. 61 НК РФ). У них также появится право в рамках налогового мониторинга запрашивать у банков справки о счетах и об остатках денег на них (новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ).

Уточнены правила отправки требований об уплате налоговой задолженности, не превышающей 3000 руб. Так, новой редакцией п. 1 ст. 70 НК РФ установлено, что требование об уплате задолженности направляется не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета в размере, превышающем 3000 руб. При этом согласно новой редакции п. 2 ст. 70 НК РФ, если размер отрицательного сальдо единого налогового счета лица — налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента превышает 500 руб., но составляет не более 3000 руб., требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования отрицательного сальдо его единого налогового счета в размере, превышающем 500 руб.

По 31 декабря 2024 г. ставка пеней для организаций принимается равной 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки Банка России (новая редакция п. 5 ст. 75 НК РФ).

С 8 сентября 2024 г. физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в представляемых в налоговые органы декларациях, заявлениях или иных документах смогут указывать вместо ИНН или персональных данных свой номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации (новая редакция п. 7 ст. 84 НК РФ).

С 1 января 2025 г. меняется порядок представления «нулевой» налоговой декларации. Из новой редакции п. 2 ст. 80 НК РФ следует, что ее нужно будет сдавать только один раз после окончания налогового периода, в котором последний раз осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и (или) в котором последний раз были объекты налогообложения. Камеральная проверка «нулевой» декларации будет проводиться в течение трех месяцев за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года. А в случае реорганизации или ликвидации организации — за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе реорганизации или ликвидации (новая редакция п. 2 ст. 88 НК РФ).

Снижены суммовые пороги для перехода на налоговый мониторинг: по уплаченным налогам и страховым взносам — с 100 млн руб. до 80 млн руб., а по суммарному объему полученных доходов — с 1 млрд руб. до 800 млн руб. (новая редакция п. 3 ст. 105.26 НК РФ). В новом п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ перечислены организации, для которых выполнение условий, установленных п. 3 ст. 105.26 НК РФ, не является обязательным.

Новым п. 5 ст. 126 НК РФ установлено, что положения п. 1.1 и 1.1-1 данной статьи (штрафные санкции за непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК и непредставление налоговому органу документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения) не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2022—2024 гг., если КИК по состоянию на 1-е число месяца, в котором истекает срок для представления указанных документов, удовлетворяла одновременно следующим условиям:

  • в отношении налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом указанной иностранной компании, действовали санкции;

  • постоянным местонахождением указанной иностранной компании являлось недружественное иностранное государство.

С 8 сентября 2024 г. вводится новая ст. 135.4 НК РФ, устанавливающая штраф для банков за непредставление налоговому органу в установленный срок информации о суммах выплаченных процентов по вкладам (остаткам на счетах) в отношении каждого физического лица в размере 1000 руб.

НДС

С 1 октября 2024 г. утратит силу подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому не признавались объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, федеральной территории «Сириус», реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ.

Согласно новым подп. 25 и 26 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектами налогообложения:

  • передача на безвозмездной основе движимого имущества, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества некоммерческой организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ благотворительным фондом или автономной некоммерческой организацией, образовательной некоммерческой организации, оказывающей не достигшим возраста 18 лет детям и детям-сиротам, и (или) детям-инвалидам, и (или) детям, оставшимся без попечения родителей, на безвозмездной основе услуги в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, при условии, что получаемые образовательной некоммерческой организацией доходы, подлежащие налогообложению налогом на прибыль, не превышают 1% от суммы целевых поступлений на содержание этой образовательной некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности за налоговый период по налогу на прибыль;

  • выполнение работ (оказание услуг) на безвозмездной основе автономной некоммерческой организацией по эксплуатации и ремонту вышеуказанного движимого и недвижимого имущества.

С 1 октября 2024 г. из списка операций, не подлежащих налогообложению, исключаются работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих (подп. 16 п. 2 ст. 149 НК РФ) и услуги по проведению технического осмотра, оказываемые операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств (подп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В список операций, не подлежащих налогообложению, включены:

  • услуги по предоставлению в аренду автомобилей скорой медицинской помощи с экипажем (водителем) медицинским организациям государственной и муниципальной системы здравоохранения (новый подп. 33.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);

  • услуг по перевозке автомобилями скорой медицинской помощи бригад скорой медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию граждан, по договорам с медицинскими организациями государственной и муниципальной системы здравоохранения (новый подп. 33.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Новым подп. 29.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, вступающим в силу с 1 октября 2024 г., установлено, что освобождается от налогообложения реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами указанными налогоплательщиками у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 1 октября 2024 г. утрачивает силу п. 3 ст. 150 НК РФ, согласно которому от НДС освобождался ввоз материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ). Также утратит силу подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ, согласно которому НДС принимался к вычету в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи, за исключением автомобилей и мотоциклов, налоговая база по операциям реализации которых определяется в соответствии с п. 5.2 ст. 154 НК РФ.

НДФЛ

С 1 января 2025 г. работники российских организаций, исполняющие трудовые или иные обязанности на территориях иностранных государств в рамках реализации межправительственных соглашений о сотрудничестве при сооружении объектов использования атомной энергии за пределами территории РФ, будут признаваться налоговыми резидентами независимо от фактического времени нахождения в РФ (новая редакция п. 3 ст. 207 НК РФ).

Налоговая база при налогообложении материальной выгоды от экономии на процентах теперь определяется как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 минимального значения ключевой ставки Банка России из действовавших на дату заключения налогоплательщиком договора о предоставлении заемных (кредитных) средств (в случае изменения ставки процентов по такому договору — на дату последнего соответствующего изменения договора) и на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий такого договора (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

С 1 января 2025 г. к доходам в виде материальной выгоды будет относиться материальная выгода, полученная от приобретения долей участия в уставном капитале (новая редакция подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ). Рыночная стоимость доли участия в уставном капитале будет определяться в соответствующей доле стоимости чистых активов общества на последнюю отчетную дату (новая редакция п. 4 ст. 212 НК РФ).

Со следующего года от НДФЛ освобождаются все выплаты работникам при увольнении в пределах трехкратного размера среднего месячного заработка (вознаграждения, денежного довольствия), а для уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — в пределах шестикратного размера (новая редакция п. 1 ст. 217 НК РФ).

Социальный вычет на оплату медуслуг и покупку лекарств недееспособным детям и подопечным теперь предоставляется независимо от их возраста (новая редакция подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Со следующего года налоговый агент должен сообщать о неудержанном налоге, если он не смог удержать его до 31 января года, следующего за истекшим налоговым периодом (новая редакция п. 5 ст. 226 НК РФ). Также при исчислении налога он должен будет учитывать по заявлению налогоплательщика фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые в соответствии с настоящей главой учитываются при исчислении суммы налога (новый п. 11 ст. 226 НК РФ).

Срок уплаты авансовых платежей по НДФЛ перенесен с 25-го на 28-е число первого месяца, следующего соответственно за I кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (новая редакция п. 8 ст. 227 НК РФ).

Налог на прибыль

До 2027 г. включительно сохранен действующий порядок учета курсовых разниц в доходах и расходах (новые редакции подп. 7.1 п. 4 ст. 271 и подп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Введен новый подп. 14.5 п. 4 ст. 271 НК РФ. В соответствии с ним доходы в виде штрафных санкций, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба), присужденных после 5 марта 2022 г. судом к взысканию с иностранных организаций, расположенных в недружественных странах, а также с российских организаций, являющихся солидарными ответчиками этих иностранных организаций, учитываются на дату поступления денежных средств (имущества, имущественных прав), но не позднее 31 декабря 2026 г. Также введена «зеркальная» норма в отношении соответствующих расходов российских организаций, являющихся солидарными ответчиками иностранных организаций. Уплаченные штрафные санкции и суммы возмещения убытков (ущерба) такие российские организации учитывают в расходах на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы), дату передачи имущества, имущественных прав (новый подп. 8.1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Согласно новому подп. 14.6 п. 4 ст. 271 НК РФ, доходы в виде процентов, начисленных по долговым ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства, учитываются на дату поступления денежных средств.

С 1 января 2025 г. если акции организации на дату их реализации относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в налоговом периоде количество реализованных налогоплательщиком акций не превышает 1% общего количества акций этой организации, то налоговая ставка 0%, предусмотренная п. 4.1 ст. 284 НК РФ, применяется независимо от состава активов этой организации (новая редакция п. 2 ст. 284.2 НК РФ). Также со следующего года в целях применения пониженной налоговой ставки ограничивается круг лиц, входящих в одну группу с российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, только российскими лицами, а также иностранными компаниями, у которых контролирующим лицом является российское лицо (новая редакция п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

Спецрежимы

С 1 января 2025 г. из состава доходов при применении ЕСХН и УСН исключены доходы в виде сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд (новая редакция п. 1 ст. 346.5 и новый п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

При расчете лимита остаточной стоимости основных средств для целей применения УСН со следующего года не нужно будет учитывать стоимость российского высокотехнологичного оборудования, перечень которого утверждается Правительством РФ (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

С 1 января 2025 г. подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ дополняется положениями об учете страховых взносов в соответствии со ст. 430 НК РФ в расходах индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН (доходы минус расходы).

Страховые взносы

Для применения пониженных ставок страховых взносов со следующего года ограничивается круг лиц, входящих в одну группу с российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, и российскими организациями, включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, только российскими лицами, а также иностранными компаниями, у которых контролирующим лицом является российское лицо (новые редакции п. 5 и 14 ст. 427 НК РФ).

Увеличиваются фиксированные размеры страховых взносов на 2025, 2026 и 2027 гг. (новая редакция подп. 1 п. 1.2 ст. 430 НК РФ) и максимальный размер страховых взносов с дохода, превышающего 300 000 руб. на 2025, 2026 и 2027 гг. (новая редакция подп. 2 п. 1.2 ст. 430 НК РФ).

С 1 января 2025 г. срок уплаты фиксированных страховых взносов переносится с 31 декабря на 28 декабря (новая редакция п. 2 ст. 432 НК РФ).