Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ). За исключением отдельных положений поправки вступят в силу с 1 марта 2025 г. Рассмотрим основные изменения, касающиеся большинства пользователей ККТ.
Общие положения
Расширена сфера применения ККТ. Ее нужно будет применять:
- при осуществлении расчетов путем перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, включая расчеты с применением автоматического устройства для расчетов (новый п. 2.2 ст. 1.2 Закона о ККТ);
- при расчетах, осуществляемых с участием работника, уполномоченного пользователем на осуществление расчетов с покупателями (клиентами) и применение ККТ при осуществлении расчетов, а также осуществляемых пользователем с применением автоматического устройства для расчетов, если иное не предусмотрено Законом о ККТ (новый п. 2.3 ст. 1.2 Закона о ККТ).
Согласно новой редакции п. 2 ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовую технику можно не применять при приеме от населения вторичных ресурсов, за исключением лома и отходов цветных и (или) черных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней. Старой редакцией этой нормы от ККТ освобождался прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
При оказании услуг населению в сфере образования и в сфере физической культуры и спорта ККТ могут не применять соответственно индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (новая редакция п. 13 ст. 2 Закона о ККТ).
У ФНС России появилось право устанавливать требования к качеству печати и размеру символов фискальных документов, отпечатанных на бумажных носителях, к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных и иных документах, отпечатанных на бумажных носителях, к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах (новая редакция п. 5 ст. 4.1 Закона о ККТ).
Передача кассового чека
Добавлен новый способ передачи кассового чека покупателю (клиенту) — через информационный ресурс ФНС России (новый подп. 2 п. 3 ст. 1.2 Закона о ККТ). Это позволит исключить затраты пользователей на печать бумажных кассовых чеков или их направление в электронной форме на электронную почту или абонентский номер покупателя.
Установлено, что при осуществлении расчетов пользователь обязан обеспечить возможность покупателю (клиенту) предоставлять пользователю до момента осуществления расчета сведения о том, что абонентский номер и (или) адрес электронной почты, ранее предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не используются им для получения кассовых чеков (бланков строгой отчетности) в электронной форме (новая редакция п. 5.4 ст. 1.2 Закона о ККТ).
Установлены правила выдачи кассового чека при оказании услуг общепита. Согласно новому п. 5.11 ст. 1.2 Закона о ККТ, при расчетах за оказание услуг общественного питания, осуществляемых при непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или автоматическим устройством для расчетов, пользователь после получения согласия клиента совершить такой расчет должен отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе и выдать его клиенту до момента расчета. При таких расчетах кассовый чек (бланк строгой отчетности) подтверждает предстоящий прием денежных средств за оказание услуг общественного питания.
Регистрация и снятие с учета ККТ
С 1 сентября 2025 г. вводятся новые способы подачи заявлений о регистрации (перерегистрации) ККТ и о снятии ККТ с регистрационного учета — через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также через изготовителя ККТ или через оператора фискальных данных (новая редакция п. 1 ст. 4.2 Закона о ККТ).
Упрощаются правила регистрации (перерегистрации) ККТ, применяемой в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (новые п. 3.1 и 4.1 ст. 4.2 Закона о ККТ).
Срок регистрации, перерегистрации и снятия ККТ с учета сокращен в два раза — с десяти до пяти рабочих дней (новая редакция п. 7 ст. 4.2 Закона о ККТ).
Согласно новому п. 19 ст. 4.2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае непредоставления налоговым органам доступа к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе.
Порядок и условия применения ККТ
Новыми положениями п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ установлено, что:
- при расчетах за оказание услуг общественного питания ККТ может находиться на месте размещения наличных денежных средств, используемых пользователем для выдачи (возврата) покупателям (клиентам);
- при расчетах, осуществляемых при непосредственном взаимодействии покупателя (клиента) с автоматическим устройством для расчетов, ККТ должна находиться внутри корпуса этого автоматического устройства для расчетов, содержащего оборудование для осуществления расчетов, либо быть механически соединенной с указанным корпусом только этого автоматического устройства для расчетов и применяться в момент взаимодействия покупателя (клиента) с этим автоматическим устройством для расчетов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о ККТ.