Проект соответствующего приказа ФНС России проходит общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. ID проекта: 150133.
Пунктом 2 ст. 140 НК РФ установлено, что рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) возможно с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Руководствуясь этой нормой, ФНС России разработала такой порядок.
Им устанавливается, что в соответствии с главой 20 НК РФ рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) (далее — жалоба) осуществляется с участием лица, нарушение прав которого обжалуется и (или) с участием его уполномоченного представителя (далее — Заявитель):
-
по месту нахождения вышестоящего налогового органа (очное рассмотрение жалобы);
-
по месту нахождения нижестоящего налогового органа с использованием видео-конференц-связи.
С использованием видео-конференц-связи нельзя будет рассматривать жалобы в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 140.1 НК РФ.
Порядком предусматривается, что вышестоящий налоговый орган направляет (вручает) Заявителю извещение о времени и месте рассмотрения жалобы с указанием на возможность участия Заявителя в рассмотрении жалобы с использованием видео-конференц-связи или очно по месту нахождения вышестоящего налогового органа.
Извещение направляется вышестоящим налоговым органом в электронной форме по ТКС, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом, либо передается налоговым органом лицу, нарушение прав которого обжалуется, или его представителю непосредственно под расписку.
Рассмотрение жалобы с использованием видео-конференц-связи не назначается, если:
-
отсутствует техническая возможность для обеспечения участия Заявителя в рассмотрении жалобы посредством использования видео-конференц-связи;
-
материалы жалобы содержат сведения, составляющие государственную тайну.
После получения извещения Заявитель должен направить в налоговый орган, рассматривающий жалобу, ходатайство, содержащее информацию о выбранном способе рассмотрения жалобы. Сделать это нужно не позднее одного рабочего дня до даты рассмотрения жалобы. Если Заявитель в этот срок не представит ходатайство, рассмотрение жалобы осуществляется по месту нахождения вышестоящего налогового органа.
Участниками рассмотрения жалобы с использованием видео-конференц-связи являются:
-
должностные лица вышестоящего налогового органа;
-
должностные лица нижестоящего налогового органа;
-
сотрудники ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России;
-
Заявитель;
-
иные лица, участвующие в рассмотрении жалобы.
Если Заявитель представил ходатайство о рассмотрении жалобы с использованием видео-конференц-связи, вышестоящий налоговый орган поручает ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России организовать проведение видео-конференц-связи. Сотрудниками ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России обеспечиваются:
-
техническая возможность проведения видео-конференц-связи;
-
ведение видеозаписи видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы;
-
проверка отсутствия вредоносного программного обеспечения на машинном носителе информации, представленном Заявителем, и выделенных для проведения видео-конференц-связи рабочих станциях.
Копия видеозаписи рассмотрения материалов жалобы подлежит хранению нижестоящим налоговым органом и вышестоящим налоговым органом в течение 10 лет.
Заявитель по месту нахождения нижестоящего налогового органа вправе получить копию видеозаписи рассмотрения материалов жалобы с использованием видео-конференц-связи.