Совершенствование налоговой реформы: очередной законопроект уже в Госдуме

| статьи | печать

Правительство РФ подготовило законопроект № 727330-8 с поправками в Налоговый кодекс, направленными на уточнение и дополнение положений налоговой реформы, предусмотренной Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ (далее — Закон № 176-ФЗ).

Закон № 176-ФЗ внес существенные изменения в налоговое законодательство (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 27, 2024). Однако анализ его положений выявил ряд вопросов и неясностей, устранить которые призван комментируемый законопроект. Рассмотрим, какие поправки предлагаются по УСН, налогу на прибыль и имущество, а также по страховым взносам.

УСН

Положительно будет решен вопрос со счетами-фактурами у лиц, применяющих УСН и освобожденных от обязанностей налогоплательщика НДС. Об этой проблеме мы подробно рассказывали в «ЭЖ-Бухгалтер» № 37, 2024. Она заключается в том, что действующая редакция п. 5 ст. 168 НК РФ обязывает таких лиц составлять счета-фактуры, хотя они фактически не нужны, поскольку не отражаются ни в книге продаж, ни в декларации. В новой редакции п. 5 ст. 168 НК РФ предлагается прописать, что лица, применяющие ЕСХН или УСН и освобожденные от обязанностей налогоплательщика НДС, счета-фактуры составлять и выставлять контрагентам не будут.

Будет устранена неясность с применением коэффициента-дефлятора в 2025 г. Статья 8 Закона № 176-ФЗ дополняется новой ч. 11.1, согласно которой коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 НК РФ, в 2025 г. будет равен «1». А ранее установленные коэффициенты-дефляторы с 1 января 2025 г. применяться не будут.

Уточняются положения, связанные с налоговой ставкой при смене места регистрации (места жительства) лица, применяющего УСН. Так, согласно действующим с 1 января 2024 г. положениям п. 2 ст. 346.21 НК РФ в случае изменения места нахождения организации (места жительства ИП) в течение налогового периода налог по УСН (авансовые платежи по налогу) исчисляется по налоговой ставке, установленной законом субъекта РФ по новому месту нахождения организации (месту жительства ИП). В целях пресечения практики необоснованной перерегистрации бизнеса в субъектах РФ, в которых действуют пониженные налоговые ставки, Правительство РФ предлагает установить, что если налогоплательщик встал на учет в субъекте РФ, где налоговая ставка ниже, он должен применять старую ставку (установленную субъектом РФ, откуда он убыл) в течение трех налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором было изменено место регистрации (место жительства). На наш взгляд, предложение довольно спорное и требующее доработки. Ведь решая одну проблему, оно порождает другую, а именно — устанавливает необоснованную дискриминацию для добросовестных компаний и предпринимателей, которые меняют регион регистрации по объективным причинам.

Налог на прибыль организаций

В связи с увеличением в 2025 г. ставки по налогу на прибыль с 20 до 25% встал вопрос с применением льготной ставки, установленной подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ в отношении доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций. Сейчас ее размер составляет 15%, что на 5% меньше обычной ставки 20%. Поскольку в следующем году обычная ставка увеличится до 25%, в целях сохранения размера льготы предлагается ставку, установленную подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ, увеличить с 15 до 20%.

Уточняются положения, касающиеся амортизации объектов, по которым решено применять федеральный инвестиционный вычет. Изначально Законом № 176-ФЗ предполагалось, что объекты амортизируемого имущества не подлежат амортизации в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, в отношении которых было использовано право на применение федерального инвестиционного налогового вычета. Теперь Правительство РФ решило разрешить амортизировать объекты, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета. Такие объекты будут включаться в амортизационные группы по своей первоначальной стоимости, уменьшенной на федеральный инвестиционный налоговый вычет. При этом устанавливается, что федеральный инвестиционный налоговый вычет не применяется к объектам, при формировании первоначальной стоимости которых соответствующие расходы учитываются с применением повышающего коэффициента.

Налог на имущество организаций

Вводится налоговая льгота в виде освобождения от обложения налогом на имущество линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунк­тов классом напряжения до 35 кВ включительно, а также предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования вне зависимости от класса напряжения указанного оборудования (новый п. 21.1 ст. 381 НК РФ).

Решено продлить до 1 января 2030 г. действие п. 6 ст. 376 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Страховые взносы

Вносятся изменения в части порядка применения субъектами малого и среднего предпринимательства пониженных тарифов страховых взносов. Сейчас пониженный тариф применяется в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода. Предлагается установить, что пониженный тариф страховых взносов будет применяться к превышению над величиной полуторакратного МРОТ.