Планируемые коррективы в трудовой сфере: об информировании службы занятости и об индикаторах риска

| статьи | печать

Минтруд России разработал порядок размещения работодателями на иных информационных ресурсах информации для службы занятости (ID проекта: 151232) и дополнил перечень индикаторов риска, применяемых при контроле за соблюдением трудового законодательства (ID проекта: 151315). Оба проекта проходят общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Размещение информации на иных информационных ресурсах

Федеральным законом от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон № 565-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2024 г., а именно ст. 53 установлена обязанность работодателей по информированию государственной службы занятости. В частности, нужно информировать о принятии (изменении, отмене) решения о ликвидации, о сокращении численности или штата, о введении (изменении, отмене) режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое, о временном переводе (изменении, отмене решения о временном переводе) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя, о процедуре, примененной в отношении работодателя в деле о банкротстве, о свободных рабочих местах и вакантных должностях, о выполнении квоты по инвалидам.

Информирование службы занятости происходит посредством размещения работодателем вышеуказанной информации на единой цифровой платформе «Работа в России». Согласно разъяснениям, данным в письме Минтруда России от 25.06.2024 № 16-3/ООГ-1181, до 1 сентября 2024 г. информация предоставлялась в соответствии с макетами, размещенными на этой платформе, а с 1 сентября 2024 г. используются формы, утвержденные приказом Минтруда России от 16.04.2024 № 195н.

Но ста­тьей 53 Закона № 565-ФЗ также предусмотрена возможность информирования службы занятости путем размещения информации на иных информационных ресурсах в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ. Минтруд России разработал проект постановления Правительства РФ, утверждающего такой порядок (далее — Порядок).

Под иными информационными ресурсами в Порядке понимаются сайты в сети Интернет и (или) информационные системы, предоставляющие работодателям возможность размещения информации, предусмотренной ч. 1 ст. 53 Закона № 565-ФЗ и имею­щие право с согласия работодателя передавать информацию на единую цифровую платформу «Работа в России». Перечень таких информационных ресурсов будет формироваться Рострудом и размещаться на единой цифровой платформе.

Размещать информацию на информационном ресурсе смогут работодатели, которые прошли идентификацию и аутентификацию одним из предлагаемых информационным ресурсом способов, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Информацию на информационных ресурсах нужно будет размещать в сроки, установленные в ч. 4—7 ст. 53 Закона № 565-ФЗ, в соответствии с составом сведений, содержащихся в формах, утвержденных Минтрудом России.

Перечень индикаторов риска

Перечень применяемых Рострудом индикаторов риска, сигнализирующих о возможных нарушениях трудового законодательства, утвержден приказом Минтруда России от 30.11.2021 № 838н. Отметим, что индикаторы риска указывают не на само нарушение, а на его вероятность и являются инструментом риск-ориентированного подхода. Такой подход направлен на профилактику нарушения, а не на наказание за него.

Сейчас установлено шесть индикаторов риска. Первые два критерия, касающиеся принятия судом заявления о банкротстве работодателя и частоты проведения измерений в целях СОУТ, а также четвертый критерий (отсутствие в федеральной системе информации о результатах СОУТ) остались без изменений. Третий критерий, касающийся увеличения количества несчастных случаев на производстве, подвергся техническим правкам.

А вот пятый и шестой критерии хотят изменить. Сейчас, согласно пятому критерию, риск возникает, когда среднее значение оплаты труда работника оказывается ниже МРОТ при соотношении размера фонда оплаты труда и количества работников у одного работодателя за квартал. Планируется установить, что критерием риска будет начисление работодателем зарплаты за каждый месяц предыдущего квартала ниже МРОТ 60 и более работникам, если их доля равна или превышает 50% штата.

Шестым критерием станет отсутствие снижения численности работников при условии сокращения фонда оплаты труда на 80% и более за квартал у одного работодателя, численность работников которого равняется или превышает 15 работников. Сейчас шестой критерий сформулирован так: «Отсутствие кадровых изменений у одного работодателя за квартал при условии сокращения обязательных отчислений в Социальный фонд России на 50%».

Также планируется добавить два новых критерия:

  • взаимодействие организации или ИП более чем с 35 самозанятыми с их среднемесячным доходом от указанной организации/ИП более 35 тыс. руб. и продолжительностью работы более трех месяцев в случае, если доля доходов от данной организации или ИП в доходах самозанятого находится на уровне 90% и выше (седьмой критерий);

  • снижение в предыдущем квартале зарплаты у 25% и более работников медицинской организации (врачей, медработников с высшим образованием, среднего и младшего медперсонала) (восьмой критерий).

Прогнозы

Предлагаемые изменения в части критериев риска благоприятны для микропредприятий, поскольку на них новые редакции пятого и шестого критериев распространяться не будут. Не затронет новая редакция пятого критерия и малые предприятия, поскольку этот критерий будет применяться при численности работников 120 человек и более.

Что касается более крупных организаций, то им придется контролировать большее число рисков. Но, с другой стороны, формулировки критериев станут более четкими и контролировать их будет легче.