Будущее бухучета и аудита в России. Утверждены основные направления развития до 2030 г.

| статьи | печать

Правительство РФ своим распоряжением от 22.11.2024 № 3386-р утвердило Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 г. Они заключаются в дальнейшем развитии стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования, расширении функционала ГИРБО и усовершенствовании экономической модели деятельности аудиторских организаций. Рассмотрим подробнее эти направления.

Регулирование системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет осуществляться полностью на национальном уровне. Это обеспечит информационную независимость и безопасность Российской Федерации. Существенно пересматривать действующую систему не станут. При необходимости будут вносить точечные корректировки.

Бухгалтерский учет

Для поддержания единства требований к бухгалтерскому учету рассматривается целесообразность принятия акта, определяющего концептуальные основы учета. Указанный акт, разработанный на основе аналогичного документа МСФО, не являющийся стандартом бухгалтерского учета, с одной стороны, станет ориентиром для разработчиков стандартов бухгалтерского учета и иных документов в области регулирования бухгалтерского учета. С другой стороны, он будет предназначен для применения при оценке достоверности финансовой отчетности ее составителями, пользователями и аудиторами.

К 2030 г. должно быть завершено принятие базового комплекта ФСБУ. К уже принятым стандартам добавятся стандарты бухгалтерского учета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Принятием базового комплекта стандартов завершится процесс переориентации бухгалтерского учета на формирование информации, раскрывающей реальную картину деятельности экономических субъектов.

По новым возникающим и (или) получающим распространение объектам бухгалтерского учета (цифровые валюты, углеродные единицы и единицы выполнения квот выбросов парниковых газов, деятельность по партнерскому финансированию, информационные ресурсы и другие) сначала будут разрабатываться методические рекомендации на основе обобщения лучших практик. А уже затем на основании этих рекомендаций будут устанавливаться обязательные для исполнения стандарты бухгалтерского учета.

Будет улучшаться качество перевода международных стандартов. Перевод должен быть полным, с единой терминологией и приоритетом российской терминологии.

Планируется уточнение отдельных положений Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иных федеральных законов. В частности, хотят:

  • упорядочить применение понятия «бухгалтерская (финансовая) отчетность», которое должно объединять понятия «бухгалтерская отчетность» и «консолидированная финансовая отчетность»;

  • ввести понятие «профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета», и определена его роль в разработке учетной политики экономического субъекта;

  • закрепить право микропредприятий (за исключением финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей вести бухгалтерский учет без применения двойной записи (по простой системе);

  • установить правила признания внешних документов первичными учетными документами, определить порядок разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета и хранения электронных документов бухгалтерского учета;

  • уточнить нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;

  • ввести обязательное составление промежуточной финансовой отчетности как минимум за первое полугодие организациями, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;

  • предоставить организациям, составляющим консолидированную финансовую отчетность, право использовать единые способы ведения бухгалтерского учета как для отчетности юридического лица, так и для консолидированной финансовой отчетности;

  • конкретизировать положения, касающиеся организации и осуществления экономическими субъектами внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

  • уточнить процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности, прежде всего повышения вовлеченности коллегиальных органов управления экономическим субъектом в обеспечение достоверности такой отчетности (при неизменности ответственности руководителя экономического субъекта за достоверность финансовой отчетности), с одновременным пересмотром процедур утверждения финансовой отчетности;

  • ввести отложенный (не менее года после принятия) порядок вступления в силу стандартов бухгалтерского учета для обязательного применения.

Расширение функционала ГИРБО

В ГИРБО будут включать консолидированную финансовую отчетность организаций, раскрываемую информацию об устойчивости, а также промежуточную финансовую отчетность организаций (в случаях, когда законодательством РФ установлен порядок представления такой отчетности государственным органам).

Будет разрабатываться и внедряться аналитический инструментарий, позволяющий заинтересованным пользователям, в том числе государственным органам, анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность, в том числе проводить сравнительный анализ, настраивать параметры отображения информации, выполнять фильтрацию необходимых данных.

Аудит

Главной задачей периода до 2030 г. определено достижение максимального эффекта от реализованных изменений, выражающегося в дальнейшем повышении роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля, уровня востребованности его результатов, доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

Устанавливается мораторий на существенные новые изменения модели регулирования и контроля (надзора) аудиторской деятельности в период до 2030 г. Такой мораторий не означает отказ от актуальных корректировок отдельных элементов этой модели и предусмотренных ею механизмов. Однако корректировки должны быть обоснованы, иметь целью совершенствование конкретных элементов модели и механизмов ее реализации, обеспечивать реальный положительный эффект для развития рынка аудиторских услуг.

Такими корректировками в среднесрочной перспективе должны стать:

  • приведение Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в соответствие с Соглашением об аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС;

  • пересмотр перечня общественно значимых организаций и уточнение порядка регистрации субъектов аудиторской деятельности;

  • увязка механизма подтверждения деловой репутации с требованиями саморегулируемой организации аудиторов;

  • уточнение порядка действия требования о принадлежности доли уставного капитала;

  • устранение дублирующих контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации доходов;

  • усиление ответственности ауди­торских организаций и аудиторов за грубые нарушения.