Поправки в ТК РФ. У работодателей могут появиться новые обязанности

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы поступили законопроекты, которыми планируется обязать работодателей в приоритетном порядке принимать на работу российских граждан, а также переводить беременных женщин и лиц с маленькими детьми на удаленку.

Приоритет граждан РФ при приеме на работу

В настоящее время в трудовом законодательстве уже есть нормы, закрепляющие приоритет граждан РФ при приеме на работу. Так, в ст. 351.5 ТК РФ, устанавливающей особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего развития, есть пункт 3, в котором сказано, что при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане РФ. Аналогичное положение содержится в ст. 13.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», определяющей особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, работающими у резидентов свободного порта Владивосток.

Законопроектом № 785205-8 предлагается исключить вышеприведенные нормы и установить в Трудовом кодексе общую норму, закрепляющую приоритет трудоустройства граждан РФ, дополнив ст. 327.1 ТК РФ положением, что при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане РФ. И лишь в случае невозможности обеспечения занятия вакантной должности гражданами РФ работодатель заключает трудовой договор с иностранными гражданами или лицами без гражданства.

По мнению разработчиков, это позволит сократить число иностранных граждан, незаконно находящихся в РФ, и будет способствовать увеличению числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на законных основаниях. Свое предложение разработчики обосновывают тем, что согласно п. 8 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019— 2025 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622, среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан РФ издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда. Также разработчики со ссылкой на ст. 3 ТК РФ отмечают, что не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ.

На наш взгляд, само по себе предложение установить единую норму, закрепляющую приоритет трудоустройства граждан РФ, является здравым. Однако вызывает вопросы фраза «в случае невозможности обеспечения занятия вакантной должности гражданами РФ». Непонятно, как будет определяться такая невозможность, по каким критериям? И не приведет ли это к тому, что при наличии двух соискателей на должность (гражданина РФ и иностранного гражданина) работодатель вынужден будет принять на работу менее подходящего соискателя (например, с более низкой квалификацией или опытом) только потому, что у него есть гражданство РФ. Поэтому предложение, на наш взгляд, требует доработки.

Обязательная удаленка для беременных и лиц с детьми

Законопроектом № 774849-8 предлагается ввести в Трудовой кодекс новую ст. 254.1 «Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями на выполнение трудовых функций дистанционно». Ей предусматривается, что работодатель обязан по письменному заявлению работника (при условии, что специфика работы позволяет работнику выполнять трудовую функцию дистанционно) переводить на удаленный режим следующие категории работников:

  • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 16 лет;

  • лиц, воспитывающих указанных детей без матери;

  • родителей (иных законных представителей ребенка), являющихся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

  • родителей (иных законных представителей ребенка), являющихся единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до 14 лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Разработчики законопроекта указывают, что Счетная палата опубликовала доклад об эффективности мер господдержки женщин в России, в котором аудиторы рекомендовали внести изменения в Трудовой кодекс, в частности, обязать работодателей переводить на удаленный или гибкий режим сотрудниц с семейными обязанностями. А в Минтруде России призывали работодателей с учетом сложностей, которые может испытывать беременная женщина, с пониманием относиться к проблеме организации труда для таких сотрудников. Такое заявление сделал министр труда и социальной защиты РФ на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2024 г. На наш взгляд, предлагаемые изменения какого-либо негативного эффекта на работодателей не окажут. Ведь перевод на удаленку будет обязательным не во всех случаях, а только когда специфика работы позволяет работнику выполнять трудовую функцию дистанционно. А значит, с учетом распространенности и популярности такого формата работы удаленка работодателем, скорее всего, уже применяется. При этом дистанционная работа выгодна работодателю, так как позволяет ему экономить на аренде и офисной технике.

Кроме того, предлагаемая поправка будет способствовать сокращению споров по поводу перевода на удаленку работника с маленьким ребенком. Анализ судебной практики показывает, что количество таких споров растет, и суды, как правило, отказывают в переводе. Подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 44, 2024.