Изменения по ККТ, которые вступят в силу с 1 марта 2025 г.

| статьи | печать

В марте заработают поправки, внесенные в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ) Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ. Рассмотрим основные нововведения.

Применение ККТ

В понятие «применение контрольно-кассовой техники» добавлено условие, что ККТ должна использоваться по адресу и месту ее установки (применения), указанным при регистрации (перерегистрации) (новая редакция абз. 25 ст. 1.1 Закона о ККТ).

ККТ нужно применять при расчетах:

  • через СБП (новый п. 2.2 ст. 1.2 Закона о ККТ) (до этого можно было не применять (письмо ФНС России от 15.06.2022 № ЗГ-3-20/6261@));

  • с участием работника, уполномоченного на осуществление расчетов с покупателями (клиентами) (новый п. 2.3 ст. 1.2 Закона о ККТ);

  • с применением автоматического устройства для расчетов (новый п. 2.3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Установлено, что при расчетах за оказание услуг общественного питания ККТ может находиться на месте размещения наличных денежных средств, используемых пользователем для выдачи (возврата) покупателям (клиентам). При расчетах, осуществляемых при непосредственном взаимодействии покупателя (клиента) с автоматическим устройством для расчетов, ККТ должна находиться внутри корпуса этого автоматического устройства для расчетов, содержащего оборудование для осуществления расчетов, либо быть механически соединенной с указанным корпусом только этого автоматического устройства для расчетов и применяться в момент взаимодействия покупателя (клиента) с этим автоматическим устройством для расчетов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о ККТ (новая редакция п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ).

Согласно новой редакции п. 2 ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовую технику можно не применять при приеме от населения вторичных ресурсов, за исключением лома и отходов цветных и (или) черных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней. Старой редакцией этой нормы от ККТ освобождался прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.

Теперь не применять ККТ могут не только образовательные и физкультурно-оздоровительные организации, но и ИП, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и образовательную деятельность на основании лицензии в качестве основного вида деятельности (новая редакция п. 13 ст. 2 Закона о ККТ).

Выдача чеков (БСО)

Новой редакцией п. 3 ст. 1.2 Закона о ККТ установлено, что нужно получать согласие клиента для направления ему:

  • идентифицирующих кассовый чек (БСО) сведений на абонентский номер или электронную почту;

  • кассового чека (БСО) в электронной форме с использованием информационного ресурса ФНС России.

В обязанности пользователя включено обеспечение возможности покупателю (клиенту) предоставлять до момента осуществления расчета абонентский номер и (или) адрес электронной почты, которые используются покупателем (клиентом) для получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, либо сведения о том, что ранее представленные абонентский номер и (или) адрес электронной почты больше для этих целей не используются (новая редакция п. 5.4 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Введено положение, что при расчетах за оказание услуг общественного питания, осуществляемых при непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или автоматическим устройством для расчетов, пользователь после получения согласия клиента совершить такой расчет должен отпечатать кассовый чек (БСО) на бумажном носителе и выдать его клиенту до момента расчета. При таких расчетах кассовый чек (БСО) подтверждает предстоящий прием денежных средств за оказание услуг общественного питания (новый п. 5.11 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Регистрация ККТ

Упрощаются правила регистрации (перерегистрации) ККТ, применяемой в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Так, при регистрации такой ККТ можно не передавать в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, если такой отчет будет направлен пользователем в налоговый орган в электронной форме через оператора фискальных данных (новый п. 3.1 ст. 4.2 Закона о ККТ). А при перерегистрации такой ККТ можно не подавать в налоговый орган заявление о регистрации (перерегистрации), если пользователь направил в налоговый орган через оператора фискальных данных отчет об изменении параметров регистрации (новый п. 4.1 ст. 4.2 Закона о ККТ).

С десяти до пяти рабочих дней сокращен срок регистрации, перерегистрации и снятия ККТ с учета (новая редакция п. 7 ст. 4.2 Закона о ККТ).

Налоговикам дали право в одностороннем порядке без заявления пользователя снимать ККТ с учета, если им при проверке не предоставлен доступ к ККТ для считывания данных из фискального накопителя. Повторная регистрация такой ККТ будет возможна только после получения налоговыми органами доступа к указанной ККТ (новый п. 19 ст. 4.2 Закона о ККТ).

Прочие изменения

Уточнены требования, касающиеся корпуса ККТ и размещения фискального накопителя. Так, новой редакцией п. 1 ст. 4 Закона о ККТ предусмотрено, что каждый экземпляр ККТ должен иметь индивидуальный корпус и в нем может размещаться только один фискальный накопитель.

Модели фискальных накопителей будут проходить экспертизу (новая редакция ст. 3.1 Закона о ККТ).

ФНС России дано право устанавливать требования:

  • к качеству печати и размеру символов фискальных документов, отпечатанных на бумажных носителях;

  • к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных и иных документах, отпечатанных на бумажных носителях;

  • к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах (новая редакция п. 5 ст. 4.1 Закона о ККТ).

Также налоговикам дано право передавать Роспотребнадзору сведения об адресе и месте установки (применения) ККТ и дате сформированного с ее помощью первого чека (БСО) (новый п. 6.1 ст. 7 Закона о ККТ).