Включение в договор на поставку газа условия о применении штрафных коэффициентов за сверхдоговорное потребление газа, повышающее его стоимость, определенную правилами поставки, является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 04.06.2009 № А06-4421/2008.
Индивидуальный предприниматель получил проект договора на поставку газа и обнаружил в нем невыгодные для себя условия. В договоре было определено, что штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки рассчитывается так:
-
с 15 апреля по 15 сентября — с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа;
-
с 16 сентября по 14 апреля — с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа.
Согласно п. 17 Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162 (далее — Правила), при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с использованием коэффициента:
-
с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;
-
с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.
Посчитав договорные условия невыгодными, предприниматель составил протокол разногласий к проекту долгосрочного договора на поставку газа, в котором предложил исключить эти условия. Но поставщик газа отказал предпринимателю в исключении из договора спорных условий, отразив это в протоколе согласования разногласий.
Индивидуальный предприниматель обратился в антимонопольную службу (поскольку поставщик являлся монополистом в данном регионе). Исследовав договор, она пришла к выводу, что в действиях общества содержатся признаки нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании этого антимонопольный орган выдал поставщику газа предписание с требованием исключить спорные условия из договора.
Тогда ущемленным посчитал себя поставщик газа. Он обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа.
Суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемые условия договора соответствующими Правилам и не нарушающими антимонопольное законодательство. Однако кассационная инстанция пришла к противоположному выводу.
Согласно части 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Организациям — собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров, включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования (ст. 26 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.
В силу ст. 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.
Спорным же договором устанавливаются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами. Суд решил, что включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.