Финансовый план и оценка рисков

| статьи | печать

В кризисной ситуации, когда требуется пересмотреть работу фирмы и найти правильный путь преодоления трудностей, антикризисный бизнес-план («ЭЖ», 2009, № 27) поможет выработать стратегию и план действий, которые лягут в основу дальнейшего развития. Особое значение для руководителей компании и инвесторов имеет финансовый раздел — своего рода перевод других разделов («ЭЖ», 2009, № 30 и 31) на язык цифр и финансовых потоков. Он помогает оценить и риски.

Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя прогнозный баланс, план прибылей и убытков, прогноз денежных потоков и расчет аналитических показателей. Обычно к нему прилагается пояснительная записка.

План прибылей и убытков

В плане прибылей и убытков (табл. 1) содержится информация о таких важнейших экономических показателях, как выручка и затраты. Выручка от реализации продукции отражается по отгрузке, то есть независимо от срока поступления денег в оплату отгруженной продукции. Затраты включают стоимость ресурсов, израсходованных на производство и реализацию отгруженной продукции, а также на управление предприятием.

Перечень статей затрат, их разбивка на переменные и постоянные зависят от специфики осуществляемого проекта.

Величина выручки планируется исходя из прогноза реализации всех видов разработанного в маркетинговой части бизнес-плана («ЭЖ», 2009, № 30). Величина переменных затрат каждого вида вычисляется исходя из переменных затрат на все виды продукции, разработанных в производственной части бизнес-плана («ЭЖ», 2009, № 31). К переменным затратам причисляются также некоторые налоги, относимые на себестоимость.

Маржинальная прибыль — это разница между чистой выручкой и суммой всех переменных затрат.

Величина постоянных затрат проставляется на основе калькуляции постоянных производственных затрат (из производственного плана, см. «ЭЖ», № 31), калькуляции затрат на маркетинг и сбыт (из маркетинговой части, см. «ЭЖ», № 30), калькуляции административных затрат (из организационного плана, см. «ЭЖ», № 31).

Прибыль от текущей деятельности (ее еще иногда называют операционной прибылью) — это разница между чистой выручкой и суммой всех затрат предприятия. Она отличается от обычной прибыли тем, что в ней не отражаются доходы и расходы, непосредственно не связанные с текущей деятельностью предприятия: прочая реализация, внереализационные операции. Операционная прибыль позволяет более точно оценить экономическую эффективность текущей производственной деятельности.

Если предприятие заранее может предвидеть доходы и расходы от прочей деятельности, необходимо предусмотреть для них отдельные строки, а прибыль предприятия рассчитывать как сумму операционной прибыли и разницы прочих доходов и расходов.

На основании прогноза прибылей и убытков можно определить структуру затрат предприятия, выявить более весомые статьи затрат, спрогнозировать динамику изменения абсолютной величины и удельного веса каждого вида затрат, а также рассчитать аналитические показатели: рентабельность деятельности (чистая прибыль : чистая выручка), рентабельность капитала (чистая прибыль : капитал), а также проанализировать безубыточность.

Анализ безубыточности позволяет оценить результаты деятельности предприятия (в зоне прибыли или в зоне убытков оно находится), а также помогает выработать рекомендации по увеличению прибыльности текущей деятельности предприятия. На современных российских предприятиях из-за нестабильности рынка сырья одной из важнейших статей затрат являются затраты на создание материальных запасов, поэтому для оперативной диагностики большое значение имеет анализ материальных потоков.

Взаимосвязь между затратами, объемом и прибылью предприятия представлена на рис. 1, наполнение «чаши прибыли» — на рис. 2.

Таблица 1

План прибылей и убытков (примерная структура)

Наименование позиции

Год

1

2

3

Выручка с НДС

НДС

Чистая выручка (выручка за вычетом НДС)

Переменные затраты:

материалы

заработная плата основных производственных рабочих

отчисления от з/п осн. производственных рабочих

энергозатраты на технические нужды

прочие переменные затраты

Итого переменные затраты

Маржинальная прибыль

Постоянные затраты:

амортизация

заработная плата

отчисления

коммунальные услуги

затраты на маркетинг и сбыт

налоги, относимые на себестоимость

проценты по кредиту

почие постоянные затраты

Итого постоянные затраты

Итого затраты

Прибыль от текущей деятельности (операционная прибыль)

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Рассчитываем аналитические показатели

Зависимость выручки, переменных, постоянных затрат и прибыли от объема выпуска и реализации продукции можно представить в виде формул:

S = P х Q;

= х ;

V = Vуд х Q;

= х ;

F = const;

= ;

I = S VF = P х Q

= – – = х –

Vуд х QF,

где S — выручка;

P — цена за единицу продукции;

— цена за единицу продукции;

Q — объем выпуска и реализации продукции (в натуральных единицах);

— объем выпуска и реализации продукции (в натуральных единицах);

F — суммарные постоянные затраты;

— суммарные постоянные затраты;

Vуд — переменные затраты на единицу продукции;

— переменные затраты на единицу продукции;

V — переменные затраты на весь объем выпуска;

— переменные затраты на весь объем выпуска;

I — прибыль.

— прибыль.

На основании этой модели можно рассчитать ряд аналитических показателей — маржинальную прибыль, коэффициент выручки, точку безубыточности и др.

Маржинальную прибыль (М) называют еще суммой покрытия (это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли). Ее можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельную маржинальную прибыль). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

() называют еще суммой покрытия (это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли). Ее можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельную маржинальную прибыль). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

M = (SV) : Q = PVуд.

= ( – ) : = – .

Коэффициент выручки (Квыр) показывает, какой процент выручки составляет маржинальная прибыль, то есть процент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. Он может рассчитываться либо в процентах, либо в удельных долях:

() показывает, какой процент выручки составляет маржинальная прибыль, то есть процент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. Он может рассчитываться либо в процентах, либо в удельных долях:

Квыр = (SV) : S = (P Vуд) : P.

= ( – ) : = (– ) : .

Коэффициент выручки показывает прирост прибыли предприятия в абсолютном выражении при увеличении выручки на 1 руб.:

Квыр = ΔI : ΔS,

= Δ : Δ,

где ΔI — изменение прибыли, руб.;

ΔS — изменение выручки, руб.

Чем больше коэффициент выручки, тем больше меняется прибыль в результате колебаний выручки. Поэтому высокий коэффициент выручки выгоден, если спрос на продукцию предприятия стабильно высок. Тогда даже незначительный прирост выручки приведет к существенному росту прибыли. Если спрос нестабилен и высока вероятность того, что фактическая выручка окажется меньше запланированной, высокий коэффициент выручки свидетельствует об увеличении риска убытка. Следовательно, при увеличении коэффициента выручки необходимо задуматься о создании резервов, сохранении запаса ликвидности и др. Коэффициент выручки можно снизить, если увеличить долю переменных затрат и уменьшить долю постоянных затрат.

Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю (то есть выручка равна суммарным затратам). Иногда ее называют также критическим объемом: ниже его производство становится нерентабельным.

— это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю (то есть выручка равна суммарным затратам). Иногда ее называют также критическим объемом: ниже его производство становится нерентабельным.

На рис. 1 точка безубыточности соответствует точке пересечения линий суммарных затрат и выручки. Точка безубыточности (Q*) рассчитывается так:

Q* = F : (Р Vуд),

* = : (– ),

где Р — цена единицы продукции;

Vуд — переменные затраты на единицу продукции.

— переменные затраты на единицу продукции.

Критический объем производства и реализации продукции (S*) можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль предприятия равна нулю: если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток. Формула расчета:

производства и реализации продукции (S*) можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль предприятия равна нулю: если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток. Формула расчета:

S* = (F х Р) : (РVуд) = F : Kвыр =

* = ( х ) : ( – ) = : =

= Q х P.

Чем меньше критический объем, тем выше прибыль и меньше операционный риск при прочих равных условиях.

Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь для двух случаев: когда предприятие выпускает только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, то есть пропорции между различными видами продукции остаются неизменными (если пропорции задаются технологией, сырьем и т.д.,
в частности, в горнодобывающей промышленности). У предприятий с широким ассортиментом выпуска для каждого возможного соотношения между видами выпускаемой продукции существует своя точка безубыточности.

Объем меньше критического еще не означает, что выпуск следует прекращать: в коротком периоде, когда у предприятия нет возможности изменить постоянные затраты, производство и реализация продукции помогают уменьшить убытки. На первых этапах освоения новой продукции убытки также могут быть временными. Производство становится экономически неэффективным только тогда, когда выручка не покрывает постоянные затраты. В этом случае предприятие выгоднее закрыть, чем оплачивать постоянные издержки.

Точка закрытия предприятия (Q**) — это объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, выручка равна постоянным затратам:

(**) — это объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, выручка равна постоянным затратам:

Q** = F : Р.

** = : .

Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q**, предприятие не оправдывает своего существования и его целесообразно закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q**, предприятию следует продолжать деятельность, даже если оно получает убыток.

Кромка безопасности (Kб) — еще один аналитический показатель оценки риска. Он рассчитывается как разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

() — еще один аналитический показатель оценки риска. Он рассчитывается как разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

Kб = QфQ*,

= – *,

где Qф — фактический объем выпуска и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему (в процентах). Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

К% = (Кб : Qф) х 100%,

= ( : ) х 100%,

где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему, %.

Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем меньше кромка безопасности, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня и предприятие окажется в зоне убытков.

Запас финансовой прочности (Зф) всего предприятия в целом — это стоимостное выражение кромки безопасности. Если кромка безопасности показывает, насколько фактический объем близок к критическому, то запас финансовой прочности помогает оценить, насколько фактическая выручка приближается к критической:

(З) всего предприятия в целом — это стоимостное выражение кромки безопасности. Если кромка безопасности показывает, насколько фактический объем близок к критическому, то запас финансовой прочности помогает оценить, насколько фактическая выручка приближается к критической:

Зф = Кб х Р = S S* = Р х (QфQ*).

Запас финансовой прочности показывает, на сколько рублей может снизиться выручка, чтобы предприятие не несло убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия.

Можно также рассчитать запас финансовой прочности в процентах к выручке от реализации, то есть процентное снижение выручки, которое предприятие может выдержать без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Если предприятие на графике безубыточности (рис. 1) находится справа от критической точки Тб (Q*), его прибыль равна сумме удельной маржинальной прибыли от всех единиц продукции, произведенных сверх критического объема.

Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен называется эффектом (силой) операционного рычага.

Сила операционного рычага (L) — это отношение маржинальной прибыли к собственно прибыли:

() — это отношение маржинальной прибыли к собственно прибыли:

L = M : I = (SV) : I.

= : = ( – ) : .

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%:

L = (ΔI : I х 100%) : (ΔS : S х
х 100%).

= (Δ : х 100%) : (Δ : х х 100%).

То есть если прибыль близка к нулю, то сила операционного рычага стремится к бесконечности.

Зная силу операционного рычага, можно определить, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на определенный процент:

I : I х 100%) = L х (ΔS : S х
х 100%).

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем сильнее действует операционный рычаг. Мощный операционный рычаг — это высокий операционный риск. Поэтому в ситуации, когда спрос нестабилен, рекомендуется снижать постоянные затраты: даже небольшое снижение выручки вызывает резкое падение прибыли. Если спрос стабилен, целесообразно снижать переменные затраты на единицу продукции и наращивать постоянные затраты, так как это приведет к большему приросту прибыли.

Прогнозируем денежные потоки

Прогноз денежных потоков содержит информацию о движении денежных средств, вызванном операционной (текущей), инвестиционной и финансовой деятельностью предприятия. В отличие от плана прибылей и убытков он отражает, во-первых, только те хозяйственные операции, которые связаны с движением денег, и, во-вторых, в тот момент, когда это движение происходит.

Все денежные потоки в этом документе делятся на три группы:

  • операционные (те, что связаны с деятельностью предприятия по производству и реализации продукции и оказанию услуг);
  • инвестиционные (те, что связаны с приобретением и продажей основных фондов, лизингом, вложениями в ценные бумаги и др.);
  • финансовые (те, что связаны с привлечением и погашением кредитов, эмиссией нового акционерного капитала, краткосрочными финансовыми вложениями и др.).

В международной практике приняты два способа составления прогноза денежных потоков — прямой и косвенный. При использовании прямого метода указывают денежные доходы и расходы по каждому виду деятельности, рассчитывают их разницу — это и есть изменение остатка денежных средств за период (табл. 2).

Прямой метод дает ответ на вопрос об источниках и направлениях расходования денежных средств. Однако он не позволяет определить, чем объясняется разница между величиной прибыли и денежного потока. Ответить на этот вопрос помогает косвенный метод составления прогноза денежных потоков (табл. 3), который заключается в том, что к величине чистой прибыли прибавляются неденежные статьи затрат (амортизация) и вычитаются статьи, которые не влияют на чистую прибыль, но влияют на денежные потоки (увеличение запасов).

Величина чистого денежного потока по периодам используется для оценки эффективности и осуществимости проекта в целом. Если величина денежного остатка хотя бы одного периода отрицательна, необходимы корректировки: либо сокращение денежных затрат, либо увеличение источников финансирования.

Таблица 2

Прогноз денежных потоков, составленный прямым методом

Наименование статьи

Порядок расчета

I. Операционная деятельность

Денежные поступления от покупателей
и заказчиков

Выручка + дебиторская задолженность покупателей и заказчиков + авансы,
выданные покупателями и заказчиками

НДС, внесенный в бюджет

НДС, уплаченный покупателями и заказчиками, – НДС, уплаченный поставщикам ресурсов

уплаченный покупателями и заказчиками, – уплаченный поставщикам ресурсов

Денежные расходы

Указываются с учетом изменения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности по соответствующим статьям

Материалы

Заработная плата

Энергоресурсы

Коммунальные услуги

Услуги сторонних организаций

Проценты по кредиту

Налоги

Итого по операционной деятельности

Денежная выручка – денежные расходы

II. Инвестиционная деятельность

Затраты на приобретение основных фондов

Выручка от продажи основных фондов

Операции с ценными бумагами

Итого по инвестиционной деятельности

III. Финансовая деятельность

Привлечение кредита

Погашение основной суммы кредита

Привлечение акционерного капитала

Итого по финансовой деятельности

Итого денежный поток за период

Денежный остаток на начало периода

Денежный остаток на конец периода

Таблица 3

Прогноз денежных потоков, составленный косвенным методом

Наименование

Значение

Чистая прибыль

I. Движение денежных средств от операционной деятельности

Амортизация

Увеличение дебиторской задолженности

Уменьшение кредиторской задолженности

Увеличение производственных запасов

Увеличение начисленных налогов

Итого по операционной деятельности

II. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности

Приобретение основных фондов

Продажа основных фондов

Приобретение ценных бумаг

Продажа ценных бумаг

Итого по инвестиционной деятельности

III. Движение денежных средств от финансовой деятельности

Получение кредитов

Погашение кредитов

Эмиссия акций

Итого по финансовой деятельности

Итого чистый денежный поток

Денежный остаток на начало периода

Денежный остаток на конец периода

Прогнозный баланс

Третий основополагающий документ финансового плана — баланс. Несмотря на то что существует общепринятая форма бухгалтерского баланса (форма № 1), в бизнес-планах часто используют упрощенные и скорректированные модификации баланса. При этом желательно провести краткий анализ баланса (структуры актива, структуры пассива, коэффициентов ликвидности и др.).

Оцениваем риск

Разрабатываемый бизнес-план должен содержать перечень наиболее значимых рисков и их анализ. Целесообразно проанализировать чувствительность результатов проекта к этим рискам. Например, как изменятся прибыль и денежные потоки, если объем реализации окажется ниже запланированного на 10 или 20%? А что произойдет, если повысятся цены на основные используемые ресурсы? Такой анализ легко провести при помощи электронных таблиц (табл. 4).

Кроме того, необходимо кратко объяснить, каким образом предприятие намерено защитить себя от риска. Прежде всего это касается страхования от стихийных бедствий, пожаров, наводнений и др. Но некоторые риски застраховать невозможно, например риск срыва сроков поставок или низкого качества материалов. Для таких случаев в бизнес-плане надо предусмотреть возможные пути решения проблем: допустим, закупать материалы не у одного, а сразу у нескольких поставщиков, создавать запасы оборотных средств, проводить входной контроль качества материалов. Подобные меры предосторожности нужно продумать до того, как начнется реализация проекта, ведь их отсутствие может весьма недешево обойтись компании.

Таблица 4

Анализ чувствительности к рискам*

Фактор риска:

объем реализации, % к плану (пример)

100

90

80

70

60

Суммарная прибыль за период

Рентабельность капитала

Окупаемость

Себестоимость единицы продукции

* Перечисляются все самые важные показатели проекта.

читайте также