Рассмотрим на примере одного из авиационных предприятий технологию проведения анализа результатов его деятельности за I квартал текущего года с выработкой предложений для принятия управленческих решений.
Цель контроллинга сбыта и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия — ориентация его деятельности на получение прибыли (доходности) от вложенных средств и обеспечение ликвидности предприятия.
Исходной информацией для формирования таблицы отклонений и расчета аналитических показателей служат план продаж за I квартал 2009 г., бюджет доходов и расходов за I квартал 2009 г., которые представляет контроллерам планово-экономический отдел, и отчет о прибылях и убытках (фактический) за I квартал 2009 г. из бухгалтерии предприятия (табл. 1).
Начальным этапом индикативного режима контроллинга является формирование таблицы отклонения фактического финансово-экономического результата от запланированного результата.
В I квартале 2009 г. финансовым результатом авиационного завода был убыток в размере 3 484 000 долл., что составило отклонение от запланированного значения на 11 723 000 долл. (табл. 1).
Аналитическими коэффициентами индикативных зон при оценке приемлемости финансово-экономического состояния предприятия является рентабельность производства продукции и рентабельность продаж. Данные показатели определяют индикативную зону для оценки эффективности сбыта продукции. Границей индикативной зоны являются нормативные среднеотраслевые показатели рентабельности. По последним статистическим данным, для авиастроительной промышленности среднеотраслевой показатель рентабельности продаж равен 15%.
Фактический показатель рентабельности продаж имеет отрицательное значение, что однозначно характеризует неприемлемое состояние предприятия.
Далее наступает ретроаналитический режим контроллинга, позволяющий определить и проранжировать причины неудовлетворительности результатов деятельности предприятия.
Следующий этап — привлечение дополнительной информации. В данном случае необходимо рассмотреть выполнение плана продаж и определить, по какой причине увеличился объем выручки (на 98%), а также структуру себестоимости реализованной продукции в связи с ее ростом на 156% (табл. 1).
Структура исполнения плана продаж существенно отличается от запланированной. Значительно увеличился объем услуг сторонним организациям, который не был запланирован в текущем периоде (табл. 2).
В связи с этим необходимым результатом функционирования системы контроллинга являются следующие рекомендации и распоряжения.
1. Отделу маркетинга провести дополнительный маркетинговый анализ рынка услуг, оказываемых сторонним организациям.
2. Отделу сбыта скорректировать план продаж на следующий период.
3. Производственному отделу сформировать уточненную производственную программу, учитывающую изменения в рыночной потребности.
Структура плановой и фактической себестоимости представлена в табл. 3.
В основном по всем статьям себестоимости реализованной продукции произошло увеличение по сравнению с запланированной суммой. Увеличение по переменным статьям обосновано увеличением объема реализации продаж в количественном выражении.
Значительное и необоснованное увеличение наблюдается по условно-постоянным затратам (на 282%), включающим управленческие и административные расходы.
Результатом контроллинга этого этапа считается распоряжение планово-экономическому отделу провести корректировку в нормировании управленческих и административных расходов.
Чтобы обосновать произведенные расходы, необходимо провести ревизию управленческих и административных затрат.
Для оценки изменения и влияния на финансовый результат текущих активов и пассивов баланс предприятия, планируемый и фактический за текущий период, преобразуется в форму расчета оборотного капитала.
Таблица 1
Результаты контроллинга финансового результата авиационного завода
Наименование статей |
Плановые показатели, тыс. долл. |
Фактические показатели I кв. 2009 г., тыс. долл. |
Отклонение | ||||
январь |
февраль |
март |
I кв. 2009 г. |
абсол., тыс. долл. |
относит., % | ||
Выручка от реализации |
14 533 |
2716 |
25286 |
42535 |
84334 |
41 799 |
98 |
Себестоимость реализованной продукции |
12550 |
3202 |
18544 |
34296 |
87818 |
53 522 |
156 |
Прибыль от реализации продукции |
1983 |
–486 |
6742 |
8239 |
–3484 |
–1723 |
–146 |
Валовая прибыль нарастающим итогом |
1983 |
1498 |
8239 | ||||
Рентабельность производства, % |
15,80 |
–15,17 |
36,35 |
24,02 |
–3,97 |
–27,99 |
–117 |
Рентабельность продаж, % |
13,65 |
–17,88 |
26,66 |
19,37 |
–4,13 |
–23,50 |
–121 |
Таблица 2
Оценка исполнения плана продаж
№ п/п |
Наименование
|
Плановые показатели, тыс. долл. |
Структура |
Фактич. показатели за I кв., тыс. долл. |
Структура |
Отклонение | ||||
январь |
февраль |
март |
I кв. |
абсол., тыс. долл. |
относит., % | |||||
1 |
Капитальный ремонт самолетов ТУ-154 |
12824 |
0 |
21000 |
33824 |
0,80 |
36 707 |
0,44 |
2883 |
9 |
2 |
Самолет ТУ-154 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 | |
3 |
Самолет АН-140 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 | |
4 |
Гражданская продукция |
464 |
1053 |
1481 |
2998 |
0,07 |
3204 |
0,04 |
206 |
7 |
5 |
Зап. части для ТУ-154 |
650 |
1050 |
2199 |
3899 |
0,09 |
2965 |
0,04 |
–934 |
–24 |
6 |
Заказ 0002 (Боинг) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 | |
7 |
Услуги сторонним организациям |
595 |
613 |
606 |
1814 |
0,04 |
41 458 |
0,49 |
39 644 |
2185 |
Итого |
14533 |
2716 |
25286 |
42535 |
1,00 |
84 334 |
1,00 |
41 799 |
98 |
Таблица 3
Затраты на реализованную продукцию
Наименование статей |
Плановые показатели, тыс. долл. |
Фактические показатели за I кв., тыс. долл. |
Отклонение | ||||
январь |
февраль |
март |
I кв 2009 г. |
абсол., тыс. долл. |
относит., % | ||
Основные материалы |
1660 |
766 |
2547 |
4973 |
6478 |
1505 |
30 |
Покупные полуфабрикаты (агрегаты) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Покупные комплектующие изделия |
741 |
0 |
2182 |
2923 |
3521 |
598 |
20 |
Двигатели |
0 |
0 | |||||
Топливо |
717 |
0 |
907 |
1624 |
1865 |
241 |
15 |
Транспортно-заготовительные расходы |
241 |
78 |
475 |
794 |
1549 |
755 |
95 |
Возвратные отходы |
0 |
0 | |||||
Итого переменные материальные затраты |
3359 |
844 |
6111 |
10314 |
13 413 |
3099 |
30 |
Основная зарплата основных производственных рабочих |
1216 |
207 |
1065 |
2488 |
4785 |
2297 |
92 |
Начисления на фонд зарплаты (42,8%) |
521 |
89 |
456 |
1065 |
2048 |
983 |
92 |
Прочие переменные расходы |
2690 |
0 |
3586 |
6276 |
16 732 |
10 456 |
167 |
списание спецоснастки |
22 |
0 |
100 |
122 |
599 |
477 |
392 |
оплата летному составу |
21 |
0 |
21 |
41 |
108 |
67 |
161 |
услуги ВАРЗ-400 |
1300 |
0 |
1300 |
2600 |
6751 |
4151 |
160 |
комиссия ЗАО — ремонт |
256 |
0 |
420 |
676 |
541 |
–135 |
–20 |
услуги «Авиаплюс» |
65 |
0 |
65 |
130 |
52 |
–78 |
–60 |
прочие расходы |
0 |
0 | |||||
услуги по техприемке |
0 |
0 | |||||
техдокументация |
0 |
0 | |||||
отчисления АНТК |
385 |
0 |
630 |
1015 |
829 |
–186 |
–18 |
услуги ЗАО «Сервис» |
641 |
0 |
1050 |
1691 |
7852 |
6161 |
364 |
Налог на пользователей автодорог |
373 |
660 |
366 |
1399 |
2108,35 |
710 |
51 |
Всего переменные затраты |
8158 |
1800 |
11583 |
21541 |
39 086 |
17 545 |
81 |
Маржинальная прибыль |
6375 |
916 |
13703 |
20994 |
45 248 |
24 254 |
116 |
Условно-постоянные затраты |
4392 |
1402 |
6961 |
12754 |
48 732 |
35 978 |
282 |
Себестоимость реализованной продукции |
12550 |
3202 |
18544 |
34296 |
87 818 |
53 522 |
156 |