Работая секретарем-машинисткой, я за вредность имела право на дополнительные шесть дней к отпуску.
После перевода меня на должность секретаря (с сохранением в должностных обязанностях машинописных работ, но уже на компьютере, и работ по ксерокопированию документов) эти шесть дней за вредность были сняты в коллективном договоре, так как нет соответствующего пункта закона по профессии «секретарь». Законно ли лишение меня дополнительного отпуска?
Т. Беликова, п. Коротчаево, ЯНАО
Трудовым кодексом РФ установлено, что организации могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для своих работников с учетом производственных и финансовых возможностей (ст. 116 ТК РФ). Порядок предоставления дополнительных отпусков закрепляется коллективным договором либо локальным нормативным актом.
Вместе с тем очевидно несоответствие действующего законодательства реальному положению вещей. С одной стороны, работа машинистки, постоянно работающей на пишущей машинке, предполагает предоставление ей шести дополнительных дней отпуска (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22).
С другой стороны, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 № 83 в перечень вредных работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (далее — Приказ), включена работа, связанная со зрительным напряжением — работа на компьютере. Таким образом, исходя из положений Приказа работа на компьютере признается как вредное условие труда.
Однако законодательно право на предоставление дополнительного отпуска работникам, чья деятельность неразрывно связана с компьютером, не установлено. Решением данной проблемы может стать принятие локальных нормативных актов, в которых администрация предприятия совместно с трудовым коллективом может установить продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда.