В течение двух ближайших месяцев Российский союз автостраховщиков (РСА) планирует провести первую в истории России широкомасштабную установку технических средств контроля (ТСК) на транспортные средства, осуществляющие социально важные перевозки. Эти средства будут командовать шоферам, когда останавливаться и спать. Не уточняется, где и почем перевозчики будут находить места для безопасного ночлега и питания.
Пилотный монтаж ТСК, в число которых входят видеорегистраторы, системы спутниковой навигации, тахометры и алкозамки различных конструкций и производителей, в настоящее время проводится в столице Татарстана Казани. Алкозамки— устройства, блокирующие работу двигателя при превышении в крови водителя допустимого содержания алкоголя.
Идею борьбы за соблюдение режима вождения с помощью технологий специалисты РСА вместе с представителями транспортных ведомств позаимствовали в Европе, где ТСК широко применяются уже несколько лет. По словам заместителя начальника отдела технической политики Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимира Котова, Минтранс России по согласованию с МВД России подготовил ряд поправок, предусматривающих применение административных мер к водителям, руководителям предприятий, а также владельцам предприятий за нарушение соблюдения режима работы и отдыха водителей, работающих в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Чтобы эти поправки начали действовать, необходимы системы контроля за режимом эксплуатации автомобиля и соблюдением норм труда водителей.
В Европе и США для водителей-дальнобойщиков установлены нормы, предусматривающие, сколько часов без перерыва может ехать шофер. По истечении этого срока надо делать остановку на отдых. С 16 июня 2010 г. Российская Федерация должна обеспечить возможность проведения контроля за режимом труда и отдыха водителей, осуществляющих международные перевозки. В дальнейшем осуществление пассажирских перевозок автотранспортом на территории РФ будет связано с обязательным использованием ТСК, уверяют в транспортных ведомствах.
Высокотехнологичные устройства, анализирующие алкогольный «выхлоп» водителя, спутниковые системы слежения и тахометры — отлично. Но непонятно, где, собственно, будут останавливаться на отдых водители-дальнобойщики, когда тахометр покажет, что пора сделать паузу. Наши дороги не оборудованы благоустроенными стоянками в должной мере. В той же Швеции, куда ездили в начале зимы за обменом опытом представители Минтранса и РСА, кроме тахометров и алкозамков есть и ровное асфальтовое покрытие на трассах, и стоянки с кафе, мини-гостиницами, туалетами и душем для проезжающих. В России в этом отношении на дорогах по-прежнему каменный век.
Приобретение и установка ТСК на транспортные средства обойдется в несколько тысяч евро каждое, хотя точные сведения о планируемых расходах не называются. Руководители транспортных компаний комментируют новацию просто. Прежде стоило бы места отдыха вдоль дорог организовать. Иначе водитель будет вынужден по сигналу робота (ТСК) останавливаться в глухом месте и простаивать на обочине положенное время отдыха, но ни в коем случае не спать, ведь тогда точно ограбят.