Отказ от ККТ: действуйте с осторожностью!

| статьи | печать

С 21 июля 2009 г. плательщики ЕНВД получили право не применять ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением. Однако, провозгласив право, законодатель четко не разъяснил, как реализовать его на практике. В результате у желающих воспользоваться этим правом возникает множество вопросов, ответы на которые не всегда однозначны.
В этой статье мы рассмотрим, как с минимальными рисками отказаться от применения ККТ.

 

Кто из плательщиков ЕНВД может воспользоваться новой нормой

Прежде чем воспользоваться правом, предоставленным п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ), и отказаться от применения ККТ, нужно определить, подпадаете ли вы под действие этой нормы.

Дело в том, что данная норма не распространяется на плательщиков ЕНВД, оказывающих услуги населению или находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, а также осуществляющих виды деятельности, перечисленные в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ.

К таким видам деятельности (в отношении которых может применяться ЕНВД) относятся:

• торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

  • продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • разносная мелкорозничная торговля и продажа с ручных тележек, корзин, лотков (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения);
  • продажа газет и журналов, если доля их продажи в общем товарообороте не менее 50%, а также сопутствующих товаров, ассортимент которых утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ, в газетно-журнальных киосках;
  • продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте, в том числе метрополитене;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (кроме техникумов и колледжей) во время учебных занятий.

Но это не значит, что вышеперечисленные плательщики ЕНВД не имеют возможности отказаться от применения ККТ. Просто они имеют право не применять ККТ на основании иных специальных норм Закона о ККТ. Так, плательщики ЕНВД, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ, а также находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут отказаться от применения ККТ на основании п. 3 ст. 2 Закона о ККТ. При этом они не обязаны выдавать покупателям какие-либо документы.

Плательщики ЕНВД, оказывающие услуги населению, могут не применять ККТ на основании п. 2 ст. 2 Закона о ККТ. Но в этом случае они обязаны выдавать покупателям бланки строгой отчетности по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

При решении вопроса, что относится к услугам, оказываемым населению, и контролирующие органы, и суды обычно руководствуются Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163. Из видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в отношении которых может применяться ЕНВД, к услугам населению согласно ОКУН относятся:

  • бытовые услуги (код 010000), в том числе услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (код 017000), услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (код 017608);
  • ветеринарные услуги (код 083000);
  • услуги пассажирского автомобильного транспорта (код 021500);
  • услуги грузового автомобильного транспорта (код 022500);
  • услуги средств размещения для временного проживания туристов (код 062000);
  • услуги общественного питания (код 120000).

Отказавшись от применения ККТ и оказывая вышеперечисленные услуги физическим лицам (населению), плательщик ЕНВД обязан выдавать им бланки строгой отчетности вне зависимости от того, требует их покупатель или нет. Если же плательщик ЕНВД оказывает вышеперечисленные услуги индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам (за исключением бытовых услуг, которые могут оказываться только населению), он может выдавать таким покупателям по их требованию документ, предусмотренный п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ. Однако, на наш взгляд, если основной поток клиентов — физические лица, относящиеся к населению, это нецелесообразно делать. Во избежание путаницы в документах и учете, а также исключения возможных претензий налоговиков с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лучше в этом случае производить расчеты по безналу или выдавать им, как и населению, бланки строгой отчетности.

Но, на наш взгляд, лицам, оказывающим услуги населению, не имеет большого смысла отказываться от применения ККТ. Ведь к бланкам строгой отчетности предъявляются весьма строгие требования по их изготовлению, заполнению, учету и хранению. Их нужно заказывать в специальных типографиях или формировать с использованием автоматизированной системы, которая мало чем отличается от ККТ. Кроме того, необходимо отслеживать, не утвердил ли федеральный орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями, форму бланка строгой отчетности для вашего вида деятельности. Таким образом, проблем с бланками строгой отчетности может быть больше, чем с ККТ.

Розничная торговля в подвешенном состоянии

Согласно ОКУН к услугам населению также относится и розничная реализация товаров (код 121101). То есть по ОКУН получается, что розничная торговля — это услуги населению. Но по ГК РФ розничная торговля к услугам не относится. Розничная торговля — это передача покупателю товара, предназначенного для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ). А услуга — это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Розничная торговля осуществляется путем заключения с покупателем розничного договора купли-продажи (ст. 492 и 493 ГК РФ), а при оказании услуг между заказчиком и исполнителем заключается договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Налицо правовая коллизия, которая по правилам юриспруденции должна разрешаться в пользу нормативного акта, обладающего большей юридической силой, в данном случае — в пользу ГК РФ.

К сожалению ни Минфин, ни ФНС России официальную позицию по этому вопросу не высказали.

На наш взгляд, относить розничную торговлю к услугам населению для целей применения Закона о ККТ нельзя, и плательщики ЕНВД, торгующие в розницу, отказавшись от применения ККТ, могут выдавать покупателям по их требованию документ, предусмотренный п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ. Но во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов мы советуем, прежде чем отказываться от применения ККТ в рознице, получить в своей налоговой инспекции письменное разъяснение по этому вопросу.

Отдельно нужно отметить плательщиков ЕНВД, занимающихся в городах розничной продажей алкоголя с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Такие плательщики ЕНВД не смогут отказаться от применения ККТ, поскольку п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции от 27.12.2009) обязывает их иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, а также ККТ. Нарушение этой нормы образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 № 5378/08, письма Минфина России от 09.12.2009 № 03-01-15/11-527, от 09.09.2009 № 03-01-15/9-451, от 03.09.2009 № 03-01-15/9-441 и от 26.08.2009 № 03-01-15/8-429), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб., а на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Итак, фактически воспользоваться правом, предоставленным п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, могут плательщики ЕНВД, осуществляющие:

  • мойку автотранспортных средств;
  • предоставление во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещение рекламы на транспортных средствах;
  • передачу во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • передачу во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания;
  • розничную торговлю (с учетом вышеупомянутых доводов).

Важно отметить, что новая норма позволяет отказаться от применения ККТ только в отношении видов деятельности, переведенных на ЕНВД. Если плательщик ЕНВД параллельно осуществляет виды деятельности, облагаемые по иным налоговым режимам, в отношении последних он обязан применять ККТ (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, информационное сообщение ФНС России от 29.09.2009 «О применении ККТ плательщиками ЕНВД»).

Что выдавать покупателям

Плательщик ЕНВД, отказавшийся в соответствии с новой нормой от применения ККТ, должен выдавать в момент оплаты товара (работы, услуги) покупателям по их требованию документ, содержащий следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование организации (фамилию, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
  • ИНН, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Законом о ККТ не установлено каких-либо требований к его изготовлению или форме. Поэтому такой документ может быть выписан от руки или изготовлен на компьютере. Можно, например, для этих целей использовать товарный чек, доработав его таким образом, чтобы он содержал все необходимые реквизиты.

Возникает вопрос: а можно ли печатать эти документы на ККТ, доработав ее так, чтобы кассовый чек содержал все необходимые реквизиты, предусмотренные в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ?

ФНС России не возражает против такого использования ККТ. В информационном сообщении ФНС России от 29.09.2009 «О применении ККТ плательщиками ЕНВД» сказано: «Федеральным законом № 54-ФЗ не запрещена доработка ККТ заводом-изготовителем или центром технического обслуживания по методике завода-изготовителя для печати документа, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, содержащего ряд обязательных сведений».

Минфин по данному вопросу четко не высказался. Из его туманных разъяснений (письма Минфина России от 12.08.2009 № 03-01-15/8-412, от 13.08.2009 № 03-01-15/8-413 и от 06.11.2009 № 03-01-15/10-492) можно сделать вывод, что финансовое ведомство вообще против какого-либо использования ККТ в расчетах с покупателями, если плательщик ЕНВД решил воспользоваться правом не применять ККТ.

По нашему мнению, плательщик ЕНВД, отказавшийся от применения ККТ в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, вправе при соответствующей доработке использовать ее для печати документа, подтверждающего прием денежных средств за проданный товар (работу, услугу). Но такая ККТ обязательно должна быть снята с учета и после доработки не должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ККТ (п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470), то есть не иметь фискальной памяти, ЭКЛЗ, голограмм и т.д. Для подстраховки желательно получить в ЦТО документальное подтверждение, что после доработки ККТ не соответствует требованиям, предъявляемым к ККТ, и является чекопечатающим устройством для печати документов, выдаваемых по требованию покупателей в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ.

Нужно иметь в виду, что, если покупателю по его требованию выдаются кассовый и товарный чеки, в совокупности содержащие все необходимые реквизиты (часть реквизитов — в кассовом чеке, а другая часть — в товарном), это будет считаться нарушением, поскольку из п .2.1 ст. 2 Закона о ККТ следует, что все необходимые реквизиты должны содержаться в одном документе.

На наш взгляд, для печати документов, выдаваемых по требованию покупателя, целесообразно дорабатывать только устаревшие модели ККТ. А если ККТ новая, ее лучше не подвергать доработке, поскольку она может пригодиться для иных видов деятельности, не подпадающих под ЕНВД. В этом случае вместо доработки ККТ лучше примерно за те же деньги приобрести чекопечатающее устройство (цена — от 4000 до 5000 руб.), не требующее регистрации в налоговых органах, а также не оснащенное фискальной памятью и ЭКЛЗ.

Документ, содержащий все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, покупатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать для подтверждения своих расходов в целях налогообложения (письма Минфина России от 22.10.2009 № 03-01-15/9-470 и от 01.09.2009 № 03-01-15/9-436).

А обычные граждане могут спокойно использовать этот документ для защиты своих прав потребителя (например, возврата или обмена товара), поскольку он удостоверяет факт и условия покупки товара у конкретного продавца. Ведь договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). Кроме того, даже отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Нужно ли снимать ККТ с учета?

В Законе о ККТ ничего на этот счет не сказано. Налоговые инспекции на местах к данному вопросу подходят по-разному. Одни инспекции считают, что ККТ можно не снимать с учета, другие — что в случае отказа от применения ККТ ее необходимо снять с учета.

На наш взгляд, если ККТ будет убрана из зала обслуживания покупателей и никак не будет использоваться, ее можно не снимать с учета. Аргументом для того, чтобы не снимать ККТ с учета, является возможность занятия иным видом деятельности, не подпадающим под ЕНВД. При этом об отказе от применения ККТ лучше все же сообщить в налоговую инспекцию. Несмотря на то что Закон о ККТ не содержит такого требования, это вас никак не обременит, поскольку отказ можно составить в произвольном виде и направить по почте (с уведомлением о вручении).

Если же предполагается дальнейшее использование ККТ в качестве печатающего устройства или для целей внутреннего учета, во избежание недоразумений с налоговыми органами ККТ с учета лучше снять.

Использование ККТ для внутреннего учета

И Минфин, и ФНС России не возражают против использования ККТ для целей внутреннего учета.

ФНС России в информационном сообщении от 29.09.2009 сообщила, что в случае отказа от применения ККТ Законом о ККТ не запрещено по желанию владельца использовать ККТ для внутреннего учета.

Минфин России в письме от 13.11.2009 № 03-01-10/3-139 высказал мнение, что использование снятой с регистрации в налоговом органе ККТ, в частности для целей внутреннего учета движения товара, Законом о ККТ не регулируется.

Таким образом, ККТ, снятую с учета, можно использовать для целей внутреннего учета.

Административная ответственность

Вместе с изменениями, внесенными в Закон о ККТ, позволяющими плательщикам ЕНВД отказаться от применения ККТ, изменения были внесены в ст. 14.5 КоАП РФ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Налоговые органы получили право «осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче покупателям (клиентам) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) этого документа».

За отказ в выдаче по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), предусмотрен административный штраф:

для граждан — в размере от 1500 до 2000 руб.;

должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.;

юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

***

Итак, воспользоваться правом отказаться от применения ККТ в соответствии с новой нормой смогут не все плательщики ЕНВД. Тем плательщикам ЕНВД, кто вправе воспользоваться новой нормой, можно посоветовать снять ККТ с учета в налоговой инспекции и не применять ее для печати документов, выдаваемых по требованию покупателей. Для этих целей лучше использовать компьютер или заранее заготовленные бланки либо приобрести «чекопечатную машину для ЕНВД».