Преимущественное право на приобретение привилегированных акций, впервые размещаемых обществом по закрытой подписке, имеют акционеры, голосовавшие против такого размещения или не участвовавшие в голосовании, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им обыкновенных акций (постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17536/09).
В настоящее время на законодательном уровне не урегулирован вопрос о наличии или отсутствии у акционеров преимущественного права на приобретение дополнительных акций, если акции такого типа общество ранее не размещало. Так, в ст. 40 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), регулирующей права акционеров при размещении акций, говорится только о преимущественном праве акционеров на приобретение акций аналогичной категории, которые они уже приобрели. Но что делать, если акций аналогичной категории нет ни у кого из акционеров и такой тип акций общество размещает впервые?
Многие считают, что в этом случае у акционеров нет преимущественного права на приобретение подобных акций. Данное мнение разделяют и некоторые суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2005 № А42-13335/04-7).
Недавно Президиум ВАС РФ выработал правовую позицию по этому вопросу на примере конкретного спора.
В суд обратился акционер с иском о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения привилегированных акций посредством закрытой подписки.
На собрании большинством голосов было принято решение об увеличении уставного капитала путем повышения стоимости обычных акций и размещения привилегированных акций посредством закрытой подписки в пользу одного из акционеров. Привилегированные акции общество ранее не размещало. Истец на собрании голосовал против такого размещения.
Суд первой инстанции признал решение общего собрания недействительным. Но суды апелляционной и кассационной инстанций отменили решение исходя из того, что преимущественное право на приобретение дополнительно размещаемых акций может быть реализовано лишь при условии возможности определения пропорции дополнительно размещаемых акций к количеству акций данной категории, принадлежащих претендующему на их преимущественное приобретение акционеру. Истец не владеет привилегированными акциями, а значит, не обладает преимущественным правом приобретения дополнительных акций названной категории, поскольку до принятия оспариваемого решения собрания общество не размещало привилегированные акции.
Президиум ВАС РФ с таким выводом не согласился и указал на следующее.
Акционеры, голосовавшие против или не участвовавшие в голосовании по вопросу размещения посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этого типа (п. 1 ст. 40 Закона об АО).
Данная норма направлена на защиту прав акционеров на участие в управлении делами общества, поскольку размещение дополнительных акций путем закрытой подписки может изменить соотношение голосов акционеров на общем собрании, повлиять на получение корпоративного контроля другим лицом и повлечь существенное уменьшение количества голосов, принадлежащих акционеру, не согласному с принятым решением. Преимущественное право покупки акций пропорционально количеству уже имеющихся акций является соразмерным средством защиты интересов такого акционера независимо от категории и типа акций.
Это право не может быть ограничено тем, что акции другой категории выпускаются впервые, учитывая, что привилегированные акции могут предоставить их владельцам право голоса на общем собрании в случае принятия решения о невыплате дивидендов, а также в других случаях в силу ст. 32 Закона об АО.
Президиум ВАС РФ также обратил внимание на то, что при размещении привилегированных акций нарушено соотношение количества и номинальной стоимости привилегированных и обыкновенных акций.
Согласно ст. 25 Закона об АО уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества. Наличие у акционера прав по отношению к обществу, включая право голоса, удостоверяемое как обыкновенными, так и привилегированными акциями, обусловлено оплатой соответствующей доли уставного капитала общества. В рассматриваемом случае общее количество привилегированных акций предоставляет их акционеру 90% голосов на общем собрании, хотя их стоимость не превышает 25% уставного капитала общества.
Приобретение одним акционером по отношению к АО большего объема права (большего количества голосов), чем это удостоверено принадлежащими ему привилегированными акциями, без предоставления обществу определенного имущественного эквивалента в виде вклада в его уставный капитал или без пропорционального увеличения количества голосов по обыкновенным акциям общества, противоречит нормам Закона об АО и принципу соразмерности между размером вклада в уставный капитал и объемом прав, удостоверяемых акциями.
Итак, Президиум ВАС РФ сделал два важных вывода.
1. Акционеры, голосовавшие против размещения акций другого типа по закрытой подписке, имеют преимущественное право на их приобретение, если акции такого типа общество ранее не размещало.
2. Привилегированные акции не могут давать более 25% голосов на общем собрании акционеров общества.