Имущество оборонного предприятия, не используемое в деятельности, не относится к объектам, изъятым из оборота (постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17359/09).
Территориальное отделение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратилось с иском в суд о признании недействительным результатов торгов, в ходе которых незаконно реализовано изъятое из оборота федеральное имущество.
Суд установил: в рамках исполнительного производства наложен арест на здание столовой, принадлежащее на праве хозяйственного ведения ФГУП, включенному в перечень стратегических предприятий согласно Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 (ФГУП проводит мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке). ФГУП само предложило реализовать здание столовой как объект, который не участвует в производстве и изъятие которого не повлияет на исполнение производственных планов и выполнение договоров гособоронзаказа.
Суды всех инстанций решили, что реализованное на торгах здание столовой представляет собой объект оборонного производства, который в силу раздела III приложения № 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1
относится к федеральной собственности и не может быть отчужден и введен в гражданский оборот. На здание столовой не мог быть наложен арест, оно не подлежит реализации по ст. 129 ГК РФ и ст. 58 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Президиум ВАС РФ отменил решения судов и отказал в иске, отметив, что включение предприятий и АО в перечни стратегических предприятий и предприятий оборонного комплекса, приватизация которых запрещена, не означает, что все их имущество или акции АО изъяты из гражданского оборота. Перечень стратегических предприятий, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, не предусматривает изъятия из оборота имущества поименованных в нем предприятий. Объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
Судам надлежало выяснить функциональное назначение имущества, ставшего предметом торгов, и характер его использования в производственной деятельности и только после этого делать вывод, является ли оно имуществом, изъятым из оборота.
ВАС РФ указал на необходимость различать отнесение исключительно к федеральной собственности предприятия в целом как объекта гражданского оборота и отдельных видов имущества этого предприятия. И если имущество стратегического предприятия не используется в производственной деятельности, оно может отвечать по своим обязательствам этим имуществом.
Такой вывод Президиума ВАС РФ открывает безграничные возможности по распродаже многих объектов федерального имущества. Итак, новый этап приватизации можно считать открытым.