Страхование ответственности по договору транспортно-экспедиционного обслуживания допускается в отношении рисков, за которые экспедитор отвечает перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда (постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 16996/09).
Страховые компании охотно заключают договоры страхования, предметом которых является страхование имущественных интересов страхователя, связанных с его обязанностью возместить реальный ущерб за утрату, недостачу или повреждение (порчу) грузов клиентов в процессе осуществления им транспортно-экспедиционной деятельности. Однако при наступлении страхового случая они часто отказывают в выплате страхового возмещения, мотивируя тем, что страхование в пользу лиц, заключивших со страхователем договоры транспортной экспедиции, является недействительным (ничтожным). Многие суды разделяют эту позицию (постановления ФАС Уральского округа от 06.07.2009 № Ф09-4760/09-С5 и Поволжского округа от 17.04.2009 по делу № А57-8927/2008).
По мнению судей, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 932 ГК РФ). А поскольку законодательство не предусматривает возможность страхования ответственности по договору транспортно-экспедиционного обслуживания, то такой договор является ничтожным (ст. 168 ГК РФ).
В целях формирования единообразного подхода арбитражных судов к рассмотрению подобных споров одно из дел было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ.
Компания, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги, обратилась с иском в суд о взыскании со страховой компании страхового возмещения по договору страхования ответственности экспедитора.
Согласно условиям договора страхования страховым случаем является признание страхователем (с письменного согласия страховщика) предъявленной к нему со стороны потерпевших третьих лиц претензии или вступление в силу решения суда, устанавливающего обязанность страхователя возместить реальный ущерб, причиненный имуществу третьих лиц в процессе осуществления им деятельности в качестве экспедитора, в том числе повреждение, утрата, гибель перевозимых грузов, выдача груза без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз.
При оказании транспортно-экспедиционных услуг у одного из клиентов груз был похищен. Компания обратилась к страхователю с сообщением о страховом случае для рассмотрения вопроса о выплате страхового возмещения клиенту, являющемуся выгодоприобретателем по договору страхования.
Неисполнение страховщиком обязанности по выплате возмещения в установленный договором срок повлекло самостоятельное удовлетворение компанией претензии клиента и послужило причиной для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил иск. Апелляционная инстанция отменила решение, сделав вывод, что закон не предусматривает возможность страхования ответственности по договору транспортно-экспедиционного обслуживания. На этом основании суд счел спорный договор ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ как противоречащий п. 1 ст. 932 ГК РФ и отказал в удовлетворении иска.
ВАС РФ указал на ошибочность этого вывода.
В пункте 1 ст. 931 ГК РФ установлено, что по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Таким образом, специальный закон прямо предусматривает возможность возложения ответственности на экспедитора за утрату груза клиента в случаях, названных в ст. 931 ГК РФ.
Статьи 931 и 932 ГК РФ имеют разные предметы регулирования. Статья 932 ГК РФ предусматривает ограничение страхования риска ответственности за нарушение страхователем собственных обязанностей, вытекающих из договоров, заключенных им с третьими лицами. Например, на страховую компанию не может возлагаться обязанность возместить экспедитору уплаченные клиенту неустойку или убытки за нарушение срока доставки груза, поскольку в этом случае экспедитор утрачивает интерес в надлежащем исполнении своих договорных обязанностей.
В то же время в законе нет ограничений для страхования рисков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, за которые экспедитор несет ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда, а не в связи с нарушением договорных обязанностей.
В рассматриваемом случае между компанией и страховщиком возникли отношения по страхованию ответственности за причинение вреда, регулируемые ст. 931 ГК РФ, поскольку согласно условиям договора объектом страхования является не риск ответственности за нарушение договора, а риск ответственности за убытки, причиненные третьим лицам в процессе осуществления деятельности страхователя в качестве экспедитора при организации перевозок.
Следовательно, требование компании о выплате страхового возмещения является правомерным и не противоречит законодательству.
Кроме того, страховщик, заявляя доводы о ничтожности договора страхования, тем самым фактически признает факт заключения им заведомо неисполнимого договора. Поскольку он, являясь лицом, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке страховых услуг и вследствие этого более сведущим как в определении объектов страхования, так и законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, тем не менее совершил сделку, то негативные последствия возлагаются на него.
Итак, ВАС РФ положил конец порочной практике, когда страховщик отказывает в выплате страхового возмещения по причине ничтожности условий заключенного договора страхования. Если наступление страхового случая обусловлено причинением вреда клиенту, страхователь имеет полное право требовать выплаты возмещения по договору страхования ответственности экспедитора, а в случае отказа — обращаться в суд.