• Дебет 51 Кредит 86 — получение денежных средств;
• Дебет 10/8 Кредит 60 — приобретение материалов;
• Дебет 60 Кредит 51 — расчет с поставщиком.
На основании акта выполненных работ проводкой Дебет 08 Кредит 10/8 списываю материалы. В какой момент делается проводка Дебет 86 Кредит 83 — по мере поступления финансирования на расчетный счет, в момент списания материалов согласно акту выполненных работ или при вводе мечети в эксплуатацию? Если в платежном поручении на поступление денег указано не целевое финансирование, а безвозмездная финансовая помощь, являются ли эти средства целевым финансированием?
Религиозная организация представляет собой добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон № 7-ФЗ). Она, как и любая другая некоммерческая организация, считается созданной как юридическое лицо с момента государственной регистрации и должна иметь самостоятельный баланс (п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ).
Религиозная организация ведет бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В пояснениях к счету 86 «Целевое финансирование» сказано, что проводка Дебет 86 Кредит 83 делается при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств. Целевые средства выделяются для достижения определенной цели. Исходя из вопроса в данном случае конечной целью финансирования является ввод в эксплуатацию новой мечети. Проводку Дебет 86 Кредит 83 вы должны делать при вводе мечети в эксплуатацию. Отражать эту проводку в момент подписания акта выполненных работ по конкретному этапу строительства можно, только если конечная цель финансирования — выполнение данного конкретного этапа строительства.
Это подтверждает и главное финансовое ведомство. Так, в п. 15 информации Минфина России от 24.12.2007 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» использование средств целевого финансирования, полученного некоммерческой организацией в виде инвестиционных средств на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, раскрывается как уменьшение по группе статей «Целевые средства» и соответственно как увеличение статьи, именуемой «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» по группе статей «Добавочный капитал». А в письме Минфина России от 19.02.2004 № 16-00-14/40 установлено, что при принятии объекта к учету в качестве основных средств производятся записи по дебету счета 01 «Основные средства» с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и одновременно по дебету счета 86 «Целевое финансирование» с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» в части средств, использованных на эти цели в соответствии с утвержденной сметой.
Теперь о формулировке назначения платежа в платежном поручении. Безвозмездная финансовая помощь и целевое финансирование — разные понятия. Оказание финансовой помощи не предполагает дальнейшего контролирования за расходованием полученных средств. То есть получатель финансовой помощи сам определяет, на что он потратит полученные средства. Он может вообще их не тратить, а, например, положить в банк под проценты. Таким образом, получение безвозмездной финансовой помощи — не целевое финансирование, а доход получателя. Для целей налогообложения безвозмездная финансовая помощь признается внереализационным доходом и включается в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации, если деньги получены именно под целевое финансирование и вы в состоянии это подтвердить (например, документами о начале сбора средств на строительство мечети), в бухгалтерском учете можно отразить полученные средства, названные в платежном поручении безвозмездной финансовой помощью, как целевое финансирование. Ведь в бухучете реальное содержание операции имеет приоритет перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
В налоговом же учете такого приоритета нет, и важно, что записано в первичном документе, подтверждающем хозяйственную операцию. Поэтому, чтобы и в налоговом учете расценивать полученные денежные средства как целевое финансирование, необходимо внести изменения в назначение платежа платежного поручения. Самостоятельно это сделать вы не можете. Отметим, что законодательно установленного порядка внесения изменений в исполненные платежные поручения нет. На практике обычно применяется следующий порядок действий.
Сначала надо письменно согласовать изменение назначения платежа с лицом, выступающим плательщиком. Назначением платежа должно быть «целевое финансирование на строительство мечети» или «пожертвование на строительство мечети». Затем плательщик обращается в свой банк с заявлением об изменении реквизита платежного поручения. Желательно получить копию этого заявления с отметкой банка о принятии, а также уведомление от своего банка об изменении реквизита проведенного платежа.