В рамках ОСНО за 2011 г. была лишь одна реализация в I квартале. Остальные кварталы сдавали нулевую отчетность. Что нужно предпринять, чтобы нулевую отчетность не сдавать? Нужно ли при этом распечатывать оборотно-сальдовую ведомость, вести кассу и т.д.?
Так как декларацию по НДФЛ индивидуальные предприниматели сдают по итогам года (ст. 227 и 229 НК РФ), то в вопросе может идти речь только о ежеквартальной сдаче декларации по НДС (ст. 163 НК РФ).
Нулевую отчетность по НДС вам придется представлять в налоговые органы, даже если в рамках общего режима у вас не было никакой выручки. Дело в том, что декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Случаи, когда налоговая отчетность может не сдаваться, перечислены в п. 2 ст. 80 НК РФ. Во-первых, не нужно сдавать декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением спецрежимов. Поскольку вы совмещаете ОСНО и ЕНВД, от представления деклараций по НДФЛ и НДС вы освобождены только в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД.
Во-вторых, избежать сдачи полного пакета налоговой отчетности может помочь единая (упрощенная) декларация. Но воспользоваться такой формой декларации можно лишь при одновременном выполнении двух условий: при отсутствии у налогоплательщика операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и при отсутствии объектов налогообложения. В этом случае ежеквартально подается упрощенная декларация.
Первый вариант к вашей ситуации не подходит. Что касается второго, то им мало того, что нельзя воспользоваться (присутствует движение денежных средств), но он вам и не выгоден. Ведь все равно налоговую отчетность хоть и в упрощенной форме, но представлять придется.
Единственный для вас выход избежать сдачи нулевых деклараций в 2012 г. — отказаться от ведения деятельности, подпадающей под общий режим налогообложения. Если вы решите воспользоваться таким советом, то нужно учесть следующее.
Просто так «забросить» неперспективный бизнес не получится. Чтобы не возникло проблем с налоговиками, вы должны исключить из заявленных при регистрации в качестве предпринимателя видов деятельности те виды, которые подпадают под ОСНО. Если этого не сделать, то налоговики все равно будут ждать от вас деклараций (письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).
Правда, Минфин России считает, что, если отраженные в выписке из ЕГРИП виды деятельности, не подпадающие под ЕНВД, фактически не осуществляются, подавать декларации по ОСНО не нужно (письмо от 17.01.2011 № 03-02-07/1-6). Но поскольку дело вы будете иметь именно с налоговиками, советуем прислушаться к их рекомендациям.
Теперь что касается ведения учета. В Федеральном законе от 21.11.96 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Таким образом, бизнесмены бухгалтерский учет не ведут. Поэтому никакие «оборотки» не только распечатывать, но и вести не надо. Это регистр бухучета.
Предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для ИП. В нем сказано, что учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется путем фиксирования в соответствующей книге (п. 4 Порядка). Причем эти данные используются только для исчисления налоговой базы по НДФЛ (п. 2 Порядка). Таким образом, при совмещении ОСНО и ЕНВД вы должны вести книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, даже если выручки по ОСНО в конкретном налоговом периоде у вас нет. Если же вы откажетесь в 2012 г. от ведения деятельности по ОСНО, книгу можно будет не вести.
Однако, поскольку вами осуществляется еще и деятельность на основе патента, вы должны вести книгу учета доходов и расходов, применяемую при упрощенной системе налогообложения. Ее форма и порядок ведения утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н. Об этом прямо говорится в п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ и ст. 346.24 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели обязаны вести кассовые операции в порядке, определенном Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 № 373-П. Этот документ вступил в силу с 1 января 2012 г. (п. 1.1 Положения). Таким образом, вы должны вести кассовую книгу, оформлять приходные и расходные ордера и другие кассовые документы независимо от того, какую систему налогообложения вы применяете.