На наш взгляд, вы не потеряете право на льготу по НДС, если родительская плата будет поступать непосредственно на счет вашей организации, минуя счета образовательных учреждений. Объясним почему.
Льгота, которой вы пользуетесь, звучит следующим образом: «Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям» (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, для применения этой льготы важно, чтобы реализация продуктов питания, произведенных организацией общепита, осуществлялась непосредственно школе. Иными словами, первичные документы на реализацию должны быть составлены на школу.
В то же время в НК РФ нет положений о том, что льгота может применяться, только если питание оплачивается непосредственно со счетов образовательных учреждений. Гражданское законодательство допускает оплату обязательств по договору третьими лицами (п. 1 ст. 313 ГК РФ).
Следовательно, если оплата за питание по муниципальному контракту в части родительской платы будет поступать на ваш счет непосредственно от родителей, минуя счета образовательных учреждений, это не должно повлиять на возможность применения льготы. То, что оплата родительской части будет перечисляться непосредственно на счета вашей организации, нужно закрепить документально, например дополнительным соглашением к контракту.
Отметим, что Минфин России не против применения льготы и в случае, когда питание полностью оплачивается родителями учащихся и оплата поступает напрямую от родителей непосредственно на счет организации. В письме от 11.05.2011 № 03-07-07/24 рассмотрена ситуация, когда между школой и ООО заключен безвозмездный договор, согласно которому школа считается заказчиком услуг по организации школьного буфета и по организации платного питания школьников за счет средств родителей, а ООО является исполнителем данных услуг. Процесс оказания услуг, качество питания, соблюдение санитарных норм, количество детей, получающих горячее питание, контролирует школа. Согласно указанному договору получателями услуг выступают родители учеников. При этом с каждым родителем заключается дополнительный договор возмездного оказания услуг, в котором оговариваются конкретные виды питания (завтрак, обед или полдник), стоимость рациона и порядок оплаты. Оплата производится каждым родителем непосредственно на счет ООО. В этой ситуации Минфин России не видит препятствий для применения ООО льготы по НДС на основании подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Суды также считают, что применение льготы не ставится в зависимость от того, кто оплачивает продукты питания. ФАС Московского округа в постановлении от 21.06.2012 № А40-124341/11 отменил решение налогового органа о доначислении обществу НДС в отношении реализации в школьных буфетах продукции собственного производства. По мнению инспекции, осуществляя указанную реализацию, общество не выполняет функции школьной столовой, в связи с чем положения подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ применены им необоснованно.
Суд, руководствуясь Национальным стандартом РФ «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. ГОСТ Р 50762—2007», сделал вывод, что под школьной столовой понимается обслуживающее школьников предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным меню по дням недели. Он отметил, что целью предоставления указанной льготы является поддержка социально важных программ государства — обеспечения доступного питания для наиболее социально незащищенных слоев населения: школьников, студентов, больных, персонала соответствующих учреждений образования и здравоохранения. Для целей применения льготы не имеет значения, где именно произведены продукты питания, если они произведены организацией, выполняющей функции школьной столовой, и реализованы в школе. Применение льготы не ставится в зависимость от того, кто оплачивает продукты питания — департамент образования города, родители или сами школьники. Освобождение реализации питания школьников в школьных столовых от обложения НДС в случае оплаты питания департаментом образования города и налогообложение тех же самых операций в случае оплаты питания самими школьниками означало бы нарушение принципа равенства налогообложения.